Школа по православным стандартам
Православная гимназия Красноярска в каком-то смысле и правда похожа на рай. В маленьком здании всегда царит спокойствие, гимназисты очень дружны между собой и даже на переменах досуг детей занят педагогами. Единственной красноярской православной гимназии всего три года, поэтому пока она специализируется на начальном образовании, совмещая общеобразовательный компонент с религиозными предметами и классической гуманитарной подготовкой. Всего в красноярской православной гимназии семнадцать детей. В третьем классе гимназии — пока самом старшем из начавшейся череды набора — учится только четыре ребенка. Шесть человек учатся в первом классе, семь человек во втором.
Гимназия расположена в отдаленном правобережном микрорайоне города — Базаихе. Несмотря на извечные красноярские пробки, дети ежедневно приезжают сюда к 8:20 даже с Солнечного и ГорДК — опаздывать на традиционную совместную утреннюю молитву здесь не заведено. Гимназисты, учителя, директор гимназии — матушка Ирина, а также духовник — отец Владимир — собираются вместе перед иконой преподобного Сергия Радонежского для того, чтобы пропеть пятиминутную молитву перед началом доброго дела. В 8:30 начинается первый урок, после которого вновь молитва и завтрак, во время которого гимназистам читают библейские притчи и сказания.
В первой половине дня дети осваивают общеобразовательные предметы согласно федеральным государственным образовательным стандартам, после обеда в рамках факультативных занятий: православный курс, совместная прогулка, затем продленка, кружки по интересам. Большинство дней гимназисты заняты до самого вечера, на безделье учителя времени не оставляют.
Сегодня на уроке окружающего мира все семнадцать воспитанников гимназии собрались вместе, чтобы послушать впечатления второклассника Никиты о его семейном путешествии в Таиланд. Помимо рассказа о природе экзотического королевства, Никита поделился впечатлениями от посещения православного храма в Бангкоке, реставрации иконы Николая Чудотворца, находящейся в храме, а также особенностях тайского православия. Второй урок у первоклассников — русский язык. Самым маленьким гимназистам рассказывают о преподобном Сергие Радонежском — покровителе гимназии — на примере картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Первоклассники читают притчу об отроке Варфоломее и старце, одновременно с общеобразовательным стандартом учатся боголюбию, смирению и усердию. На партах первоклассников лежит не только азбука, но и православный букварь.
Помимо посещения гимназии по будням, дети ходят в воскресную школу при Трехсвятительском храме. В воскресной школе дети проводят тоже почти весь день: стоят на богослужении, молятся, причащаются, исповедуются, изучают Закон Божий, духовное хоровое пение, историю Отечества, жития святых, изобразительное искусство. Воскресная школа была возрождена при храме супругами Владимиром и Ириной Гашковыми с начала работы гимназии. По словам матушки Ирины, воскресные уроки, молитвы и чаепития проходят совсем по-семейному.
Родители приходят в гимназию каждое второе воскресенье на собрание Центра православной семьи. По выходным здесь собирается вся семья, отцы, матери, бабушки, дедушки. Родители общаются с батюшкой, изучают вопросы нравственного семейного воспитания. Их уже сложившийся коллектив обрел название «родительское содружество».
На одном из таких занятий родители воспитанников настояли на дресс-коде в стенах школы. Дети носят гимназическую форму, девочки непременно заплетены, волосы убраны под легкую кружевную шапочку. Женщины-педагоги тоже следуют установленному правилу и носят покров.
Вообще в педагогическом коллективе гимназии на удивление много молодых девушек. Дочь супругов Гашковых Мария закончила семинарию, стала регентом в гимназии и теперь проводит занятия с профессиональным церковным хором. На музыкальных уроках совмещают русскую народную песню с духовным пением. Прихожанка храма учительница Евгения Евгеньевна приняла предложение директора работать в гимназии с большим удовольствием и воодушевлением. Для того чтобы трудиться в маленькой православной школе, девушка оставила педагогическую ставку в университете. Сейчас молодой педагог получает второе высшее образование по специальности юриспруденция и в дальнейшем планирует заниматься правовыми вопросами в интересах гимназии. Молодая учительница русского языка Татьяна Андреевна пришла в гимназию совсем недавно, накануне подготовки детей к учебе в этом году, но уже решила продолжить свою педагогическую карьеру именно в этой школе.
Дети в гимназии ничем не отличаются от своих сверстников из обычных школ. Может, только тем, что в их поведении больше спокойствия. Обстановка располагает. К нечастым шалостям воспитанников учителя относятся с пониманием. Упреки со стороны взрослых неприемлемы, вместо этого — духовная беседа. По словам директора, дети ссорились между собой только в самом начале обучения первого набора, тогда учителям приходилось их мирить. Сейчас педагоги и духовник учат гимназистов «испрашивать прощения» уже на стадии зарождения конфликтной ситуации.
Главная цель педагогов гимназии — возрождение классического дореволюционного треугольника: основными участниками не только образовательного, но, главное, воспитательного процесса вновь должны стать церковь, семья и школа. По словам директора матушки Ирины, весь окружающий мир, который открывают для себя дети благодаря гимназии, пронизан православным мировоззрением: «Право родителей — оградить ребенка от негативных явлений, которые периодически возникают в обычных школах. Мы любим и принимаем всех, кто к нам придет, примем и неверующих, и невоцерковленных. Но нужно понимать, что мы взяли на себя большую ответственность: родители доверяют нам своих детей не только для того, чтобы мы дали высококачественное образование, родители доверяют нам воспитание души своих детей. Главное, чему мы учим — это не только математика и русский язык, а как отличить добро от зла».
Как рассказала ИА «Пресс-Лайн» красноярский психолог Наталья Иванова, дети, воспитанные в православной среде, психологически более здоровые. Их отличает большее спокойствие, уравновешенность, и, напротив, меньшая подверженность депрессиям, которые бывают в детском возрасте.
«Конечно, ребенок, после посещения подобной школы, выходит в общество с несколько иным мировоззрением, но, по моему опыту, людям с богатой духовной ментальностью легче живется в этом мире: снижается агрессия, личность таких детей гармонизирована, а это значит, что и физическое здоровье сохраниться. Например, такая эмоция как гнев, достаточно свойственная обычному современному ребенку, вызывает множество психосоматических заболеваний, особенно в сердечно-сосудистой системе. Даже ранние гастриты и язвы порой связаны с неумением современной молодежи переносить стрессовые ситуации», — отметила она.
«Право родителей выбрать для своего ребенка место обучения «по вкусу». Но не стоит возлагать всю ответственность на школу, потому что основное воспитание, которое усваивает ребенок, базируется, безусловно, в семье», — добавила Иванова.
По ее словам, в крупнейших городах России сегодня развивается такое направление как православная психология, которая анализирует наклонности человека к совершению грехов, а также виды их проявлений, корни и происхождение. Иванова отмечает, что в Красноярске пока нет ни одного квалифицированного православного психолога.
Скоро красноярская гимназия получит новое двухэтажное здание в районе железнодорожной станции Злобино при храме Рождества Христова. Матушка Ирина возлагает большие надежды на то, что это большое и добротное здание поможет укрепить маленький росток православного школьного образования в городе-миллионнике Красноярске. По ее словам, возможности давать основное образование препятствует только здание, где на сегодняшний день расположились гимназисты — небольшой аварийный домик под снос. Благодаря переезду на Злобино мечты Гашковых принять в свое «содружество» наибольшее количество семей станут реальностью.
На сегодняшний день в Красноярском крае существует еще три негосударственных учреждения, сочетающих общеобразовательные дисциплины с православными. Две из них имеют Конфессиональное представление и внесены в Реестр образовательных организаций Русской Православной Церкви.
Лесосибирск
Лесосибирская православная гимназия во имя праведника Иоанна Кронштадского была создана решением приходского собрания Крестовоздвиженского храма в сентябре 1995 года. В 2003 году в гимназии состоялся первый выпуск 11 класса, у одного из семи учащихся — золотая медаль. С тех пор началась непрерывная череда медалей в каждом последующем выпуске одиннадцатиклассников. В свои 17 лет лесосибирская православная гимназия имеет восемь выпусков 11 класса, среди выпускников учреждения высок процент поступления учащихся в вузы города, края, страны — до 82% выпускников.
В учебный план православной гимназии входят такие предметы как основы православной культуры, церковно-славянский язык, греческий язык, латинский язык, православие и русская литература 20 века, духовная жизнь России 20 века, логика.
В уклад лесосибирской православной гимназии входит чтение молитв, посещение богослужений, соотнесение каникул с праздниками Рождества и Пасхи, объявление выходными двунадесятых праздников, установлены требования к поведению учеников. Во время богослужений девочки несут послушание на клиросе, мальчики — пономари. Лучшие из них принимают участие в богослужениях в Крестовоздвиженском Соборе и Андреевском храме.
Гимназия имеет Конфессиональное представление и внесена в Реестр образовательных организаций Русской Православной Церкви.
Енисейск
Енисейская православная гимназия была учреждена в 1994 году на основании решения приходского собрания Успенского кафедрального собора города Енисейска. Гимназия открылась одной из первых в России.
На данный момент в школе обучается 70 человек с 1 по 7 класс. В каждом классе числится от 10 до 15 учеников, согласно уставу гимназии и нормам здания, которое предоставил муниципалитет. Выпускники Енисейской православной гимназии заканчивают обучение в обыкновенных общеобразовательных школах. Все предметы, по словам директора енисейской гимназии, «освещаются светом православия». Из религиозных предметов преподаются основы православной веры и церковнославянский язык — эти уроки ведет священник. Параллельно идет работа над духовным ростом учителей. Некоторые из преподавателей прошли обучение в Енисейском духовном училище, получили образование в Богословском Свято-Тихоновском институте в Москве.
Среди главных принципов воспитания гимназистов: православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие; воспитание на традиционных добродетелях: любви к ближним, трудолюбии, милосердии и патриотизме; воспитание терпения и смирения; полодифференцированное воспитание в основах которого понятие о том, что мальчики и девочки — два разных мира.
Ачинск
Преображенская Православная гимназия в городе Ачинске открылась в 2000 году. Учредителем является приход Свято-Казанского Собора города Ачинска. В гимназии занимаются не более 40 детей, большинство — из малообеспеченных, неполных семей.
Наряду с общеобразовательными предметами гимназисты изучают Закон Божий, церковно-славянский язык, историю православия. Начиная с первого класса, осваивают английский язык, проводятся уроки информатики в компьютерном классе, уроки этики, музыки, пения, рисования, трудового обучения и физической культуры. Все уроки начинаются и заканчиваются молитвой.
В православной гимназии стараются развивать творческие способности своих воспитанников. Проводятся выставки творчества, дети посещают выставочный зал, музей, театр.
Норильск
Норильская православная гимназия начального общего образования в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна с 2012 года перестала осуществлять образовательную деятельность. В 2011-2012 учебных годах выпускной класс гимназии посещал только один воспитанник.
Представитель епархиального управления красноярской епархии отец Петр Боев отмечает, что создание православных гимназий в крае — это потребность населения, инициатива православных родителей. «Если дети получают православное воспитание в семье, родители не хотят, чтобы в школе они «отрывались» от веры, и церковь полностью поддерживает инициативу священников и православных родителей в создании такого рода учебных заведений», — рассказал священник. — «Когда ребенок находится в обществе, которое разделяет его интересы, он уже не может стать чужим для других детей. А ведь именно в общей несплоченности проблема всех школ. Дети учатся плохо, помимо всего прочего еще и потому, что у них нет позитивных точек соприкосновения с одноклассниками».
Евгения ШЕЛКОВНИКОВА
Фото: Ирина ЯКУНИНА; официальные сайты гимназий; Владимир ВЛАДИМИРОВ