Версия для печати

«Сибирь» как бренд

Маркетологи СФО разрабатывают новый имидж сибирских территорий.
«Заговори, чтоб я тебя увидел».
Сократ

«Сибирь» давно существует в мировом информационном поле как узнаваемый и специфический бренд. Не каждый европеец или, например, австралиец знает, где находится Красноярск или Омск, и что это вообще такое. Но мировому сообществу известно, что Сибирь расположена в России, что в ней очень холодно и прочее. Именно это прочее на протяжении веков формировало в умах людей некий образ, связанный с Сибирью. Негативный он или позитивный — говорить трудно. Однако сегодняшнее общество задумалось о том, что та известность, которую в мире имеет наша территория, напрямую влияет на жизнь здесь.

Идея ребрендинга Сибири и развития территориального маркетинга вызревала уже давно. Всерьез об этом заговорили на VIII Красноярском экономическом форуме в феврале 2011 года. В течение года этот вопрос поднимался в Новосибирске на V открытом градостроительном форуме «Город завтра», на III Международном молодежном инновационном форуме Interra, на Национальном фестивале рекламы «Идея!», в журналистском сообществе в рамках пресс-тура для победителей шестого конкурса журналистского мастерства «Сибирь.ПРО». На форуме в Красноярске было принято решение создать Российскую ассоциацию маркетинга территорий, стратегической целью которой стало «развитие, повышение привлекательности, продвижение и признание российских территорий как внутри страны, так и за рубежом». Неравнодушные маркетологи объединились для того, чтобы, учитывая успешный опыт российских и зарубежных профессионалов, привлечь в Сибирь инвесторов и туристов, а также изменить общемировое представление людей о нашем крае.

Одним из главных идеологов и вдохновителей Ассоциации является директор Агентства регионального маркетинга (г. Новосибирск) Лада Юрченко. В своем исследовании «Маркетинг территорий: быть или казаться?» она вычленила основные ассоциации, которые Сибирь вызывает у иностранцев, а также жителей европейской части России. Мороз, тайга, красота, снег, глушь, медведи, водка, ссылка, ГУЛАГ, валенки, тулуп и т.п. Причем многие иностранцы именно так думают не только о Сибири, но о России вообще. Некоторые американцы, которые, видимо, совсем не изучали нашу географию, считают, что Россия состоит из двух частей: Москвы и Сибири. Бог с ними, с американцами, но как представляют себе наш край соотечественники из других федеральных округов?!.. Дело в том, что они почти ничего не знают о нас, кроме вот этих гуляющих по свету ассоциаций. И эти образы, многие из которых достались нам из далекой истории, мы никак не опровергаем.

Что предлагает Ассоциация? Создать новый бренд «Сибирь», который привлечет к нашей территории интерес мирового сообщества, инвесторов, туристов, изменит их представления о нас и даст импульс к немедленному развитию. На смену старым ассоциациям должны придти новые, имеющие реальную основу. В то же время нельзя забывать и о местном населении. Формирование имиджа должно быть в первую очередь ориентировано на сибиряков. Именно им необходимо объяснить, что Сибирь — это место, где стоит остаться жить, учиться, работать, завести семью. Эти и другие задачи по изменению ситуации в Сибирском федеральном округе подробно расписаны в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года: «повышение привлекательности регионов Сибири для инвестирования в новые проекты и расширения действующего бизнеса; повышение привлекательности регионов Сибири для постоянного проживания; привлечение на этой основе дополнительных трудовых ресурсов, увеличение численности населения Сибири к 2030 году на 600 – 800 тысяч человек…».

Для того чтобы в регионы начали поступать инвестиции, необходим какой-либо «манок», считают члены Ассоциации. Стоит подумать о том, что мы можем предложить людям, которые соберутся вкладывать сюда деньги. «Но регион — это не бездушное образование», — говорит Лада Юрченко. Как только любой инвестор, любой турист поймет, что люди не хотят здесь жить и работать, он моментально сделает определенные выводы. Основным носителем бренда является местное население. Оно выражает свое отношение к Сибири «ногами», уезжая на Ближний и Дальний Запад, а также в общении с другими людьми: огромные площадки для распространения сведений существуют сегодня в Интернете. И дело даже не в том, чтобы создать видимость красивой перспективы, а в том, чтобы создать ее реальность для сибиряков. Тогда они сами станут орудием продвижения бренда. Каждый, по мнению маркетологов, должен ощущать сопричастность со своей родиной, болеть за нее душой, гордиться ее успехами и горевать над поражениями. Сами сибиряки должны развеять мифы о своей земле. Ведь мы воспринимаем свои территории совсем по-другому.

Например, полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский на вопрос журналистов «Что для Вас Сибирь?» ответил: «Это огромные просторы, огромные богатства, крупные объекты: Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, алюминиевые комплексы, металлургические комбинаты, шахты, машиностроительные заводы, авиационно-строительные заводы. Сибирь очень разная. Когда иностранцы знакомятся с Новосибирской областью, я говорю: это часть Сибири, но не совсем она. Структура экономики этого региона больше похожа на Москву, Санкт-Петербург, чем на Красноярск, Иркутск, на типичные сибирские регионы. А у нас ведь еще есть Республика Тыва, Республика Алтай с уникальным историческим потенциалом, есть Арктический Север, есть Эвенкия, есть Иркутская область — богатейший регион, я думаю, только Красноярский край может сравниться с ней по потенциалу. Это не только природный, но и накопленный огромный промышленный потенциал, много городов, производство электроэнергии, добыча нефти и газа, нефтепереработка, лесопереработка, атомная промышленность — нет такого, чего бы не было в Иркутске».

Тема брендирования Сибири актуальна, это признали и власть, и бизнес, и общественность. Создавать новый имидж территории нужно грамотно, ведь ошибки и просчеты проекта повлекут за собой реальные изменения в политической и социальной сфере СФО. Не стоит привносить бренд в регион. Его искусственное внедрение может привести к непониманию и конфликтам с местными элитами. Бренд нужно прочувствовать и вычленить из территориальных особенностей, а потом взрастить. Это должно быть что-то оригинальное и очень сибирское. Такие маркетинговые штампы, как «город инноваций», «территория новых возможностей», сделают СФО частью серой массы. Непрофессионализм отпугивает инвесторов.

Работа должна вестись по всем направлениям. Одному из них, на мой взгляд, уделяется ничтожно мало внимания. Интеграция СМИ. А ни это ли самое важное в процессе создания общего видения?! Именно в информационном поле формируются образы и бренды, озвучивается система ценностей и потенциал. Для того чтобы сибиряки по-новому посмотрели на свою землю, необходимо единое информационное пространство СФО. А его нет. Средства массовой информации регионов Сибири практически не взаимодействуют. Мы ничего не знаем о своих соседях. А значит, наши читатели, зрители, слушатели — тоже. «Мы живем в Сибири, и я больше знаю о Европе, нежели о соседних регионах, — говорит корреспондент телеканала «Россия 1 – Красноярск» Вадим Куликов. — Вот Новосибирск и Красноярск — крупные города, находятся рядом. Но я о Новосибирске практически ничего не знаю. У нас все говорят о Красноярском экономическом форуме, но никто и словом не обмолвился о новосибирском инновационном форуме Интерра. Я побывал в Новосибирске и Томске, разница между этими городами настолько большая, как будто я из Владивостока в Питер попал».

Некоторые СМИ пытаются взаимодействовать друг с другом, информируя людей о ситуации в регионах. Красноярские телекомпании создают передачи, в которых сравнивают насущные проблемы субъектов России между собой. В Интернете существует несколько площадок, объединяющих разные территории. Например, в Забайкалье существует межрегиональный информационный проект «Середина Земли», который объединяет три российских региона (Бурятию, Иркутскую область, Забайкалье) и Монголию. Ежедневно корреспонденты готовят выпуски позитивных новостей о своих субъектах. Но все подобные начинания — дело затратное. Средства массовой информации не часто могут позволить себе настолько расширить сферу деятельности. Полпред в СФО не раз подчеркивал важность и необходимость интеграции СМИ, чтобы информационное пространство было привязано как к субъекту, так и к макрорегиону. На встрече с журналистами-победителями конкурса «Сибирь. ПРО» Толоконский сказал, что пока не считает правильным просить финансирования у правительства на эти нужды, но будет всячески содействовать взаимодействию средств массовой информации и рассмотрит все предложения от журналистского сообщества по изменению ситуации в этой сфере.

Пока ведутся разговоры о том, что Сибири необходим новый бренд, серьезных сдвигов в его разработках не наблюдается. Кажется, что мы от реальных дел, решения настоящих проблем, ушли в рассуждения о судьбе России. Маркетинг территорий можно воспринимать как философию. Однако члены Ассоциации видят в своей работе великую миссию: создание новых основ патриотического мышления. Вроде бы у государства отсутствует определенная общая идеология, и маркетологи пытаются помочь ее конкретизировать, привнести что-то свое. Может быть, это благое дело. Но не лучше ли имидж строить не на ассоциациях, а на реальных достижениях? Вот мы отремонтировали дороги… Построили больницы, детские сады… Боремся с преступностью… Ведем здоровый образ жизни… Нужно сделать что-то по-настоящему важное, тогда о тебе, и правда, заговорят. Ведь Сибирь – это, прежде всего, люди. А о человеке судят по его делам.

Варвара ЮШМАНОВА
Фотография: Ирина Якунина


Сейчас на главной