Версия для печати

Скажи наркодиспансеру «Да!»

На базе недавно созданного реабилитационного центра Красноярского наркологического диспансера состоялось обсуждение проблем социально-психологической помощи наркозависимым.

Проблемы реабилитации наркозависимых и борьбы с наркоманией обсуждались в рамках выездного заседания комитета Законодательного собрания края по здравоохранению и социальной политике. Мероприятие прошло на базе реабилитационного центра Красноярского наркологического диспансера.

«Центр начал работать с сентября 2013 года, 98 человек с этого времени уже прошли лечение, — рассказала главный врач краевого наркодиспансера Елена Киселева. — Специалисты помогают пациентам с восстановлением документов, жилищными и другими социальными проблемами». Говоря о трудностях, главврач отметила проблему кадрового обеспечения младшим медицинским персоналом: по ее мнению, «пациентов центра можно привлекать к такой работе, что было бы выгодно для всех».

Первый замминистра здравоохранения края Вячеслав Добрецов рассказал о том, что «сегодня, благодаря работе, проводимой на базе краевого диспансера, появились технологии, которые помогают пациента превращать в нормального человека». «Но проблема связана не только со здравоохранением: медики готовы снять синдром и провести лечение, снять зависимость. А дальше человек возвращается в ту же самую среду, подчас враждебную, — признал он. — Нужно подумать, как привлечь другие, в том числе общественные институты».

Большое внимание участники мероприятия уделили и проблеме, суть которой наиболее ярко обозначила депутат Марина Добровольская: люди не спешат ложиться в бесплатную клинику и лечиться у квалифицированных врачей, поскольку боятся, что их поставят на учет к наркологу. По ее словам, бытует мнение, что это будет сопровождаться различными ограничениями, связанными, например, с потерей работы или отказом в оформлении водительских прав. «Почему в государственной клинике он стоит на учете, а в частной — нет? — задала вопрос депутат. — В итоге наркоманы и их родственники либо идут в частные клиники, либо никуда не обращаются вовсе». Вячеслав Добрецов подчеркнул, что «этот учет — совершенно не тот, что был в советские времена, это просто список лиц, которые пришли в любое медицинское учреждение».

narkologia_vyezdnoe1.jpg

«Наша задача — вытащить человека из темной стороны жизни, вылечить его и дать социальную адаптацию, а стоит он на учете или нет, кого сейчас это волнует», — отметил он. «Раньше это воспринималось именно так: если человек стоит на учете в КНД, значит, на него накладываются какие-то ограничения. Но это не так: наша база — это не какая-то «наркобаза», общая для всех ведомств, сведения о пациентах предоставляются только по запросу в рамках конкретного уголовного дела», — добавила Елена Киселева. «Вы очень славно живете. Я сижу каждую среду на комиссии по делам на совершеннолетних и слышу, что родители не ведут своих детей к врачам именно из-за этого учета», — не согласилась Марина Добровольская. Глава комитета ЗС Николай Глушков отметил и неприятный прецедент: в одном из регионов медицинская база из наркодиспансера стала достоянием структур ГИБДД, где стали по ней работать, изымая номера, права и машины. Такие случаи недопустимы, все должно быть в рамках закона, подчеркнул депутат.

«Никто не обольщается, что, открыв центр на пятьдесят коек, мы решим проблемы миллионного города», — сделал вывод Николай Глушков. Главное направление в реабилитации наркозависимых, по его словам, в настоящее время заключается в совершенствовании механизмов межведомственного взаимодействия.

Участники мероприятия ознакомились на практике с работой центра. Как рассказали специалисты центра, учреждение работает на основе принципов доверия к пациентам, здесь нет белых халатов, а сам регламент режима дня направлен на формирование позитивного отношения к жизни: здесь предусмотрены ежедневные обливания холодной водой, занятия йогой, написание самостоятельного «анализа чувств».

narkologia_vyezdnoe2.jpg

Чтобы попасть в центр на реабилитацию, достаточно направления от участкового нарколога. На сегодня здесь находится 20 человек, их число варьируется, сообщил сотрудник центра, психотерапевт Максим Медведев, который работает с наркозависимыми уже пятнадцать лет и является одним из разработчиков программ реабилитации в Приморье. «Только сейчас началось привлечение сотрудников частных центров для разработки программ реабилитации на государственном уровне, — сказал он. — Я долгое время работал и в частных центрах. Там можно работать долго с одним пациентом, достигая качественного выздоровления. Здесь же важен и момент привлечения общественного внимания».

Касаясь проблемы учета наркозависимых, Максим Медведев отметил, что «дело не только в учете как таковом: проблема — в самой психологии наркозависимого и его семьи, которые предпочитают как можно дольше «оставаться на плаву»». «Родители не могут осознать, что жизнь у человека уже разрушена, покрывают его, надеясь на чудо, пытаются заплатить по любому поводу, лишь бы не идти к врачу, — заметил он. — Но если он совершил правонарушение, то его, безусловно, нужно ставить на учет. Однако при этом оставить возможность анонимного обращения для тех, кто еще не совершил никаких преступлений».

Также психотерапевт прокомментировал и возможность принудительного лечения наркозависимых преступников, предоставляя альтернативу тюрьме. Такая модель сейчас уже предусмотрена и в российском законодательстве. «Хотелось бы еще наладить взаимодействие с судами и уголовно-исполнительной системой по этому вопросу: если пациент нарушает режим и крайне халатно относится к лечению, то мы его можем выписать и с отрицательными рекомендациями», — отметил он.

Сами пациенты, или, как их назвала Марина Добровольская, «студенты» реабилитационного центра, также позитивно оценивают пребывание здесь. «Я пытался избавиться от наркозависимости в разных центрах и клиниках, однако именно здесь появилось новое качество жизни», — отметил один из них. Самый важный показатель успешности работы — как ни парадоксально, это возвращение к нам тех, кто сорвался. На данный момент этот показатель находится в пределах 20 %, и это, по мнению специалистов, означает, что пациенты сделали свой выбор, что они хотят и готовы получать необходимую помощь.

Роман Кулаковский — ИА «Пресс-Лайн»


Сейчас на главной