Тревожный июльский эндшпиль
В чем причина такой нестабильности? Вряд ли она связана со сменой персоналий на краевом олимпе. Лев Кузнецов, хоть и новичок в губернаторском цеху, но и неоперившимся птенцом в коридорах власти его, конечно, не назовешь. Руководитель он многоопытный, не однажды побывавший в кризисных ситуациях и с честью из них вышедший. Совпадение кульминационных моментов нескольких сюжетов в одном временном пункте можно списать на случайность. Черные полосы случались и у Александра Хлопонина. Тем не менее, недооценивать очажки кризисов в крае не стоит. Пожар легче затушить в самом начале.
Очевидно, что пора начинать серьезную борьбу с эпидемией синдрома политической неадекватности в Красноярском крае, о котором мы писали в июньском обзоре.
В минувшую пятницу Красноярская телекомпания ТВК в своем информационном выпуске показала очень характерный для сегодняшних взаимоотношений власти и народа сюжет. В микрорайоне Пашеный краевого центра люди, живущие в допотопных бараках на улице Складской, вынуждены ходить в ночные дозоры. Они пытаются спасти себя и свое нехитрое имущество от таинственных поджигателей, которые за последнее время уже сожгли несколько надворных построек, в этом забытом муниципалитетом уголке. История до боли напоминает недавние пожары в Николаевке. И в том, и в этом случае власть и правоохранительные органы не смогли найти преступников, огнем расчищавших место под подъездные пути для четвертого моста через Енисей. Люди уже не надеются ни на милицию, ни на муниципальную власть, а это очень тревожный звоночек для начальников в высоких кабинетах. Развитие событий в Канском районе так же показывает, что болезнь крайне запущена и, к сожалению, без тотального кровопускания уже, похоже, не обойтись.
ВОЙНА ПРОИГРАВШИХ
На этой неделе у депутатов Канского райсовета будет последний шанс собраться в количественном составе, необходимом для принятия легитимных решений. Судя по тому, как развивались события в последние дни, вероятность мирного завершения конфликта крайне мала.
Проблему с подачи коммуниста Всеволода Севастьянова и «эсэра» Олега Пащенко пытались поднять на июльской сессии Заксобрания, но председатель краевого парламента Александр Усс при поддержке соратников «Единой России» жестко заблокировал попытки включить этот вопрос в повестку дня. Депутаты Канского райсовета, которые специально для этого приехали в краевой центр, уехали не солоно хлебавши. Часть парламентариев из Канска (та, которая ходит на заседания) пригрозила голодовкой. Правда, чего они добьются этой акцией отчаяния не совсем понятно. Судя по некоторым заявлениям краевой власти, в «сером доме» уже смирились с необходимостью перезагрузки власти в Канском районе.
«Это конфликт, связанный с человеческим фактором, — заявил лидер краевого отделения «Единой России» Валерий Семенов. — Нельзя решать свои вопросы за счет других. Нужно научиться слушать, идти на компромисс ради общего дела. Мы, как партия, выступаем вместе с органами государственной власти в лице Заксобрания и правительства Красноярского края, и даже губернатор подключился к решению этого вопроса. Кризис в Канском районном совете депутатов влечет за собой проблемы для простых людей. Не решаются ряд социальных и экономических вопросов по той причине, что нет легитимных решений районного совета не только по распределению бюджетных средств, но и актуальных вопросов жизнеобеспечения, связанных с подготовкой объектов к зиме, проведению уборочной кампании в агропромышленном комплексе и решению других социальных вопросов населения. К большому сожалению, люди не хотят слышать мнение друг друга».
Технологично объяснил народу дальнейшие шаги краевой власти спикер ЗС Александр Усс: «15 июля заканчивается срок, после которого будет необходимо признать работу данного органа законодательной власти парализованной. Депутаты Заксобрания должны будут собраться на внеочередную сессию по инициативе губернатора края и распустить райсовет в установленном порядке».
Если события будут развиваться по радикальному сценарию, то получится, что «подставился» Лев Владимирович, который пару недель назад опрометчиво пообещал, что в июле депутаты райсовета придут к компромиссу и начнут работать на благо народа…
Что ж, — рубить, так рубить! Перевыборы депутатов Канского райсовета обещают стать незаурядным событием в политической истории Красноярья. По нашим данным, весьма интересной может стать стратегия на этих выборах у оппозиционных партий. Они вполне могут объединиться в единый кулак для противостояния «медведям». Тем более, что основа у них для этого будет очень даже реальная. Избирательная кампания станет серьезнейшим испытанием для «единороссов», ведь именно раскол в рядах партии власти местной ячейки, по сути, и спровоцировал этот дурно пахнущий конфликт. Избиратели все это наверняка запомнят. Особенно те, кто из-за грызни за районный пирожок власти никак не может подготовить школу к новому учебному году или отремонтировать котельные к новому отопительному сезону.
Остается только понять, что делать району в межвыборный период? Жить-то как-то все равно надо. Думается, что региональной власти, которая тоже сыграла свою роль в «войне», еще предстоит дать ответ на этот вопрос. Но один из промежуточных выводов сделать уже можно: в баталиях проиграли все — и краевая власть, и номенклатура Канского района, и, самое главное, простые люди, проживающие на этой территории.
СМЕРТЬ В ЭФИРЕ
Хотя новость о закрытии с 31 августа вещания телекомпании «Афонтово» практически сразу же стала хитом в красноярском медиа-сообществе, сенсационной назвать ее трудно. Кризис краевых СМИ уже давно не является секретом. В разных видах масс-медиа он проявляется по-разному. Но, пожалуй, самый главный показатель неблагополучия — это сокращение медийных рекламных бюджетов. Например, годовой объем рекламного телерынка в Красноярске оценивается в 500 миллионов рублей. При этом, содержание ведущих региональных телекомпаний обходится в среднем в 80-100 миллионов рублей. По мнению экспертов, большинство из них уже давно сводят концы с концами и думают не о развитии, а о выживании.
«В Красноярске наблюдается одна из самых высоких в стране концентраций местных телекомпаний. Рекламного пирога на всех уже давно не хватает, тем более, что уже три-четыре года этот рынок находится в стагнации. В результате происходят подобные катастрофы, когда без работы оказываются десятки людей очень специфической профессии», — говорит председатель краевого Союза журналистов, директор красноярского филиала ВГТРК Василий Нелюбин.
Но почему именно «Афонтово» стало первой жертвой кризиса? Признаться, автор этих строк неровно дышит к этому коллективу, а девять лет назад даже вел политическую рубрику в новостях «Афонтово». Так что ее крах воспринимает не только как подобает холодному наблюдателю со стороны…
Телекомпания в свое время по праву стала обладательницей кучи множества профессиональных наград, включая ТЭФИ. В феврале 2008 года именно здесь давал интервью сибирским СМИ кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев. В какой-то степени, афонтовцы пострадали из-за своего стремления быть всегда в авангарде. Несколько лет назад они решили, что могут наполнять эфир исключительно своим контентом. Как выяснилось, дело это дорогостоящее и для региональных телекомпаний неподъемное.
Проблема, однако, не только в «Афонтово». Переход на цифровое телевидение и общий кризис электронных СМИ в ближайшие годы может привести к массовому закрытию региональных телекомпаний на берегах Енисея. К худшим временам надо будет готовиться всему телевизионному сообществу региона.
«В связи с переходом на цифровое вещание у московских телеканалов просто отпадет надобность в региональных сетевых партнерах. А так как эту политику будут проводить частные каналы, то государство практически никак не сможет на них повлиять», — констатирует вице-спикер Законодательного собрания края Алексей Клешко. По его словам, сейчас регионы стараются убедить Минсвязи России изменить концепцию перехода «на цифру», дабы уберечь от исчезновения региональные телекомпании. Пока ответной реакции со стороны федерального центра не последовало.
Так вот и живем: под нами вулкан, а впереди — лишь туман и тревожные ожидания…