Утраченное будущее
Иногда полезно обернуться назад. Год назад в местной политической повестке главными были темы создание Красноярской агломерации; принятие нового устава края; доведения до победного финала крупномасштабных инвестиционных проектов. Прошло всего 12 месяцев, и картина радикально изменилась. На слуху акции протеста, проблемы крупнейших предприятий – главных налогоплательщиков региона, безработица. Мало кто рискует заглядывать в завтрашний день – все озабочены выживанием…
Пожалуй, самое опасное в так называемом кризисе (который теперь принято называть «новой экономической формацией») в повседневной суете теряется желание менять мир к лучшему. Этот тезис справедлив по отношению к населению и к «власть предержащим». Простым жителям, конечно, простительно, политики же по определению обречены быть популистами. Но подобное умонастроение чревато тем, что набранный в первые годы губернаторства Александра Хлопонина с таким трудом темп развития края, – который не без оснований позволил штатным пропагандистам власти по поводу и без повода называть Красноярье «регионом-локомотивом», – будет потерян. Все опять придется начинать сначала, а это время, которого вечно не хватает.
Надо отдать должное Александру Геннадиевичу – он эту опасность понимает, пожалуй, лучше других. Не даром в его выступлениях последних месяцев тема завтрашнего дня нет-нет, да поминается. Отсюда же и его частое выплескиваемое на широкую публику раздражение «заторможенностью» многих членов краевого кабинета министров. У них, кстати, не то что с пониманием стратегии развития края, а даже с выполнением тактических сегодняшних задач дела обстоят крайне неважно. Яркая иллюстрация сего невеселого положения вещей – печальная эпопея с погашением задолженности сотрудникам «КрасЭйр», часть из которых дошла «до точки» – объявила голодовку.
ГОЛОДНЫЕ И СЫТЫЕ
В акции протеста 17 бортпроводниц удивительно только одно: почему голодовка не была объявлена раньше? Уже девять месяцев прошло со времени фактического развала «КрасЭйр», долг перед 2500 сотрудниками компании по-прежнему фантастичен – около 340 млн рублей (но это с отпускными и 5-месячными выплатами пособий). Говорят, люди живут в долг, им нечем платить за коммунальные услуги и ранее взятые кредиты (которые оформили аж 40 счастливчиков). Бывшие служащие авиакомпании до нынешнего мая ограничивались только походами на площадь перед «серым домом» и собраниями. Краевая власть должна благодарить русский народ за его неистребимую черту менталитета под названием «долготерпение».
В некоторых регионах дела обстоят куда хуже – вспомним хотя бы Приморье, которое никак не может успокоиться после введения драконовских таможенных пошлин на японские иномарки. В нашем регионе пока нет сил, способных оседлать волну народного недовольства. Оппозиция (и коммунистическая, и либеральная) у нас уже давно стала частью Системы, так что о «революциях» может только ностальгировать. Наверное, это и к лучшему – бунты только усугубят нынешние проблемы.
Тем не менее, ситуация с «КрасЭйр» все более наглядно демонстрирует прогрессирующую импотенцию власти. И федеральная не исключение, ведь все началось с 2007 г., когда Минтранс РФ решил передать компанию Ростехнологии. С тех пор все изменилось и Ростехнология уже никакого отношения к «КрасЭйр» не имеет – все передано в «Покровские ворота». Минтранс от проблемы отстранился на «законном» основании – авиакомпания банкрот! Теперь проблема стала головной болью местной власти, которая все же пытается помочь людям. А сделать это очень сложно из-за наложенного ареста на имущество авиакомпании, а в краевом бюджете расходы на зарплату обанкротившихся предприятий (частных, кстати) никто не закладывает. Да и сложно сейчас разобраться, куда и откуда должны идти деньги на погашение накопившихся долгов.
В Западно-Сибирской транспортной прокуратуре выявили нарушения в управляющей компании «Покровские ворота», которая должна рассчитаться по долгам со всеми авиаторами. В прокуратуре считают, что деньги должны идти не на счет московской компании, а сразу на счета «КрасЭйр». В Арбитражный суд края направлено исковое заявление о признании недействительным агентского договора ОАО «УК «Покровские ворота» и ОАО «КрасЭйр», согласно которому все средства авиакомпании поступают на счета управляющей компании.
«Выплаты проводили с нарушением трудового законодательства», – заявила старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова. – «Платили только работникам, которые уволились по собственному желанию с переводом в красноярский филиал компании «Атлант-Союз». Работникам же, которые находились в отпусках, выплаты не производились».
Весьма беспомощными выглядят заявления высокопоставленных чиновников.
«Любые проявление несогласия в такой форме привлекут совершенно оправданный контроль со стороны надзорных органов и правоохранительных органов, что в свою очередь может привести к технической задержке платежей», – заявил министр промышленности и энергетики края Денис Пашков.
Сытым голодных не разуметь. Во всяком случае о том, что в «сером доме» прекратили платить зарплату министрам и депутатам – информации пока не поступало!
Атмосфера вокруг бывшего красноярского авиамонополиста сгущается. Голодовка проходит на фоне сообщений о том, что даже те немногие счастливчики, которым повезло перевестись из рухнувшей «КрасЭйр» в благополучную авиакомпанию «Атлант-Союз», могут остаться без работы.
«Еще в октябре сотрудникам «КрасЭйр» пообещали трудоустройство в «Атлант-Союзе», но из 1450 обещанных вакансий предоставили только 571», – сообщил председатель независимого профсоюза летного состава авиакомпании Юрий Зандарян. – «Потом сократили все 170 человек технического персонала, сейчас сокращают еще. Так что в филиале будут работать около 280 человек. Брали первоначально 25 экипажей, теперь останется только 15».
По словам Зандаряна, сейчас в «Атлант-Союзе» бывшие летчики и бортпроводники «КрасЭйр» находятся в простое и получают две трети заработной платы.
Но, пожалуй, самой скандальной новостью мая стала информация о том, что братья Абрамовичи вновь вошли в состав совета директоров аэропорта «Красноярск». Региональная власть по-пилатовски умыла руки.
«Мы голосовали за министров краевого правительства. Эти пять человек входят в состав Совета от государства. На избрание или переизбрание остальных четырех членов мы никак не могли повлиять. За них голосовали частные инвесторы», – оправдывается помощник министра промышленности и энергетики края Павел Преловский.
Всплытие Абрамовичей на поверхность в общественном пространстве Красноярья заставляет задать силовым структурам сакраментальный вопрос: наше государство хоть кого-то призвало к ответу за то безобразие, что творилось в августе-сентябре прошлого года в российских аэропортах?
В ПОИСКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Впрочем, не все плохо в родных Пенатах. Авторитетный федеральный журнал «Русский репортер» в рейтинге российских городов «по перспективности» указал и Красноярск. Город на Енисее в народном рейтинге занял шестое место, согласно статистическим данным – девятое, а по экспертным оценкам вообще оказался на второй позиции.
К рейтингам можно относиться по-разному, но стоит отметить, что 84% красноярцев ответили «да» на самый ключевой вопрос, задаваемый при составлении рейтинга: «Нравится ли жить в родном городе»?
Это говорит о том, что бренд Красноярска, который во многом формировался стихийно, без особых технологических изысков, фактически сложился. Ведь полноценный региональный бренд должен, прежде всего, «пронять» самих обитателей территории. Хотя, некоторые регионы совершают типичную ошибку, пытаясь строить имидж, в первую очередь, в расчете на внешних наблюдателей.
В 2003 году автор этих строк беседовал с одним из создателей отечественного рынка политтехнологий и брендинга Ефимом Островским. Он тогда пророчески заявил, что «общественная связность у вас появится раньше, чем у других. Сам город развивается динамично, и это трудно не заметить. Семь лет назад, когда я впервые побывал в Красноярске, это был совсем другой город. Не было исторических ворот, фонтанов. «Фонтанизация» Красноярска – очень интересный способ преодолевать ужасное архитектурное наследие советской эпохи. У вашего города возникает нечто, о чем можно говорить. По большому счету, что может вспомнить о Красноярске житель, например, Москвы или Смоленска? Ничего, кроме изображения часовни на червонце. А сейчас есть то, что цепляет внимание».
Однако, не будем сильно уж обольщаться оценкой экспертов. Многие пресловутые фонтаны сейчас находятся в плачевном состоянии и есть опасность, что Красноярск в скором времени назовут «городом уснувших фонтанов». В этом году отменили уникальный для Сибири июньский карнавал в Красноярске. Хорошо, хоть «Саянское кольцо» сохранили.
Туго двигается дело с развитием регионального туризма. Много правильных и пафосных словес, но мало дел. Енисейск (основан в 1619 г.) – уникальнейший город-памятник, который мог бы стать сибирским аналогом любого из городов «Золотого кольца», тихо угасает в тщетном ожидании инвестиций. Полгода назад краевая власть пообещала в ближайшие годы создать в Енисейске один из самых крупных в России музеев под открытым небом. На площадке в 20 гектаров планировалось заново отстроить старинные дома, церкви и другие деревянные строения сибирской глубинки, представляющие историческую ценность. В город обещали перевезти экспонаты из зоны затопления Богучанской ГЭС. Но сейчас в условиях, когда бюджет будут беспощадно «режут», вспомнит ли кто-то об этих планах?
Что ж, посмотрим, как будут отмечать 400-летний юбилей бывшего губернского города Приенисейской земли. Во всяком случае, до 2019 года еще целых 10 лет…