Версия для печати

ЗАЗЕМЛЕНИЕ

Любые публичные выступления государственных деятелей и высокопоставленных чиновников в период избирательной кампании обречены на препарирование под углом политического пиара. Не избежало этой участи и ежегодное послание губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, которое он представил региональной номенклатуре 10 октября, особенно с учетом того, что именно губернатор возглавил региональный список «Единой России» на выборах в Госдуму.

Зимний Норильск

Нужно отдать должное команде, которая трудилась над текстом доклада – им удалось пройти между Сциллой политической целесообразности и Харибдой экономического здравого смысла. Послание получилось достаточно сбалансированным по основным векторам, определяющим сегодня социально-экономическую погоду в крае.

Признаться, отсутствие каких-то забойных пиаровских штучек «под выборы» даже слегка разочаровало. В этом смысле прошлогоднее послание Александра Геннадиевича с его программой «4Д» было более интересным для широкой публики. Но эпоха пафоса и забойных лозунгов прошла. Или, как выразился Хлопонин, сейчас «нужна длительная перспектива, а не короткие рывки». Именно поэтому губернаторское послание было предельно «заземлено», неуловимо напоминая по стилистике программные речи первых секретарей крайкома. Что ж, какое время – такие и песни.

ДЕНЬГИ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ

Хлопонин пообещал с будущего года прибавить к пенсиям красноярских пенсионеров по 100 рублей ежемесячно. Также краевую прибавку по 1000 рублей к зарплате будут получать и работники детских дошкольных учреждений. Можно предвидеть, что этот шаг оппозиция назовет популистским. Предвосхищая атаку оппонентов, губернатор прямо заявил: «Не сомневаюсь, что в преддверии выборов определенные политические силы будут не прочь оседлать любимый «конек» – давай, повышай пенсии, зарплаты в три-пять-десять раз. Как говорится: «Кто больше?». Отвечу прямо и твердо: популизма не будет. Слишком дорого он может обойтись. Мы не имеем морального права обманывать жителей края несбыточными обещаниями. Наши обязательства должны быть гарантированными и экономически выверенными».

Социальную политику краевая власть опять поставила в число приоритетных направлений. Честно говоря, иной раз такое внимание кажется даже чрезмерным. Понятно, что проблемы старшего поколения и малоимущих слоев населения нельзя задвигать на галерку, но то, что из года в год приходится возвращаться к этой теме в какой-то степени может свидетельствовать о том, что у нас до сих пор нет долгосрочной стратегии в социальной политике. Иначе, зачем ее корректировать каждый год?

Этот вопрос становится еще более логичным в контексте задачи, которую Хлопонин поставил перед краевой властью: выходить на долгосрочное планирование. Жизнь каждый день подкидывает нам новые проблемы, которые приходится срочно решать, и непозволительной роскошью в таких условиях является постоянный возврат к одному и тому же вопросу. Нужно понимать тривиальную вещь: прежде чем подтягивать уровень жизни малоимущих, необходимо сначала заработать средства, позволяющие сделать это. Губернатор предлагает решать эту проблему комплексно: развивать перспективные мегапроекты, диверсифицировать экономику и подтягивать отстающие отрасли, такие, как сельское хозяйство. Здесь тоже есть свои проблемы.

В ПОИСКАХ КАДРОВ

Парадокс: крупнейшие инвестиционные проекты развития экономики края одобрены на самом высоком уровне, стратегические инвесторы открыли свои кошельки, а вот кадров для их осуществления явно не хватает. Провозглашенная Хлопониным «вторая волна» индустриализации Сибири рискует не набрать запланированный высоты, если в ближайшие годы не удастся создать региональную эффективную систему подготовки кадров. По прогнозам, в ближайшую пятилетку региону потребуется дополнительно не менее 50 тысяч рабочих и инженеров. Где их взять? Хлопонин предложил срочно модернизировать систему профтехобразования.

По словам губернатора, необходимо открыть «20 базовых центров профессионального образования. Они будут готовить специалистов по наиболее эффективным методикам, располагать необходимым оснащением для быстрой перенастройки учебных программам в зависимости от потребностей рынка. Центры разместятся там, где у нас есть точки роста и наибольшая потребность в кадрах. В Ачинске откроется центр по нефтепереработке, в Лесосибирске по лесопереработке, в Емельяново по дорожному строительству, а в Сосновоборске – по машиностроению».

Все это замечательно, но мы опять запаздываем на пару-тройку лет. И здесь не вина краевой власти, а общероссийская беда – за последние 15 лет в стране разучились комплексно планировать и прогнозировать на среднесрочную перспективу. Горизонт видения будущего в лучшем случае простирается до завтрашнего дня. Региональному руководству можно посочувствовать, так как сейчас для реализации своих амбициозных планов оно обязано согласовывать свои действия с федеральным центром и крупнейшими госкорпорациями – ведь необходимые миллиарды есть только там. Пока проекты согласуются, уходит драгоценное время, и власть вынуждена бежать за уходящим поездом. Здесь может быть рецепт один: на федеральную власть надейся, а сам не плошай.

О ДРАЙВЕ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Иной раз с ностальгией вспоминаешь о временах, когда энтузиазм переполнял массы, направляемые железной рукой единственной в стране партии. Решения судьбоносных съездов немедленно спешили претворить в жизнь. Другой вопрос, какими средствами, но вряд ли кто будет спорить – пусть и жесткими методами, но эффекта власть достигала.

Одна из основных проблем современной российской власти: ее программы пишутся в основном для номенклатуры. Апелляция к народу скорее напоминает ритуальные жесты, чем реальную надежду на инициативу снизу. Власть и подведомственное ей население пока существуют в параллельных потоках, которые встречаются только изредка – на выборах, например. И это, может быть, одна из главных проблем нашего общества.

Хорошие, продуманные, вменяемые и, самое главное, реальные планы, о которых рассказал губернатор в минувшую среду, могут столкнуться с глухим равнодушием красноярцев. И здесь даже самые эффектные приемы агитпропа не работают, ведь речь идет о более глубоких вещах. Задавая себе сакраментальный вопрос: «А мне-то что от всех этих проектов?», среднестатистический обыватель как бы констатирует свою отрешенность от происходящего. Экзистенциальный голод на объединяющую всех цель нарастает. Чтобы, засучив рукава, взяться за работу, чтобы появился драйв, русскому человеку необходимо четкое понимание ради чего он все это делает. Явно уж не только ради денег. Именно поэтому замечательные мысли документов, претендующих на судьбоносность, должны озаряться некой сверхидеей и сверхцелью. Только в этом случае у них есть шансы не затеряться в пыльном архиве истории. По силам ли команде Хлопонина предложить такие мысли красноярцам? Ответ на этот вопрос зависит не только от губернатора. Но и от нас.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ


Сейчас на главной