Если рынок алюминия будет развиваться, то будет развиваться вся промышленность
Леонид Викторович, вы приступили к работе четыре месяца назад, какова к этому моменту ваша оценка Красноярского алюминиевого завода и нашего города в целом?
Город Красноярск на меня произвел большое впечатление, город красивый, много интересных людей. Заводчане активны, и, надо сказать, что, глядя на них, я понимаю: у завода большое будущее, завод находится на правильном пути. Так что не случаен этот пятидесятилетний успех, который сопутствует КрАЗу. Я постараюсь не нарушать сложившихся в этом коллективе традиций и способствовать развитию всех лучших качеств.
Каким был ваш путь к этой должности?
Я не случайный человек в алюминиевой промышленности. В 18 лет получил металлургическое образование. По распределению уехал на практику на Богословский алюминиевый завод. Затем попал на Иркутский алюминиевый завод, где 29 лет отработал в различных должностях: главный инженер, директор по развитию производства — доработав до должности первого заместителя генерального директора. На самом деле, это была очень интересная работа, она мне нравилась.
В 2006 году мне предложили возглавить Волгоградский алюминиевый завод, где я семь лет отработал. После этого руководители компании предложили мне возглавить Красноярский алюминиевый завод.
Какие при этом задачи поставило перед вами руководство?
В первую очередь, дальнейшее совершенствование технологии. В результате должно получиться сочетание лучших проектов Красноярска и лучших проектов тех заводов, на которых я работал до КрАЗа.
Затем — снижение всех затрат, расходных коэффициентов, в итоге — себестоимости. Далее — увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. И, конечно, работа с коллективом. Я должен не только поддержать все традиции, которые на заводе есть, но и внести что-то новое.
По истечении четырех месяцев работы здесь я вижу, что общее понимание задач с коллективом у меня есть.
Как, по вашему мнению, среди других предприятий компании выглядит КрАЗ? Он продолжает удерживать позиции в мировой промышленной структуре? Какова его роль в жизнедеятельности региона?
КрАЗ является одним из крупнейших заводов в мире. Сейчас есть несколько крупных заводов в Китае, на Ближнем Востоке, но по рейтингу КрАЗ сегодня, наверное, входит в двойку крупнейших заводов, и мы выдали уже второй год подряд один миллион тонн товарной продукции.
В России мы выдаем 27% товарной продукции, и 3% мирового производства. Более 27% продукции завода — это продукция с добавленной стоимостью: баночные сплавы, а также сплавы, востребованные автомобильной, авиакосмической, строительной и другими отраслями, то есть продукция, которая пользуется особым спросом у потребителей как на российском, так и мировом рынках. Завод постоянно работает над повышением качества продукции. КрАЗ имеет все необходимые сертификаты соответствия международным стандартам.
Что касается КрАЗа в системе города, то, думаю, невозможно сегодня представить Советский район, Красноярск без нашего завода. КрАЗ — один из крупнейших работодателей в регионе. На промплощадке предприятия трудятся более 10 тысяч человек, 4,5 тысячи из которых — это непосредственно сотрудники предприятия. Средняя зарплата на заводе в этом году превысит 46 тысяч рублей. Годовой фонд оплаты труда — до 5 миллиардов рублей.
С какими трудностями завод столкнулся в прошлом году?
2013-й для всех алюминщиков был очень непростым годом. Увы, в отдельные месяцы цена металла доходила до отметки ниже 1600 долларов. Несмотря на колоссальные программы по снижению издержек, оборотного капитала, компания не переставала испытывать постоянное давление рынка. Это не могло не сказаться на техническом перевооружении компании, хотя все основные инвестиционные программы были выполнены.
Мы смогли второй год подряд показать гроссмейстерский результат — свыше миллиона тонн товарной продукции. Это говорит о высокой квалификации людей, инженерных кадров, об умениях вести технологический процесс, несмотря на все трудности.
Кроме того, еще раз подчеркну, мы довели до 27% объемы производства продукции добавленной стоимости, увеличив показатель на 5% по сравнению с 2012 годом. Это очень важно.
Мы улучшили свои технические показатели, снизили все расходные коэффициенты основного сырья. Это огромная заслуга всего трудового коллектива, инженерно-технических кадров, результат правильной организации труда.
По сравнению с 2012 годом, на 1,6% выросла производительность труда. Увеличилась и заработная плата. Инфляция в 2013 году составила 6,5%, но мы перешагнули этот рубеж и увеличили заработную плату в среднем на 6,85%. Планируется, что и в 2014 году рост зарплаты перекроет прогнозный уровень инфляции.
Известно, что одной из основных проблем любого завода являются тарифы на электроэнергию. В 2014 году вы также столкнетесь с этой проблемой?
Это, действительно, серьезная проблема для нас. Именно снижение цены на Лондонской Бирже Металлов (LME) и растущие тарифы на электроэнергию сдерживают развитие алюминиевой промышленности. Хотя во всем развитом мире цены на алюминий и на электроэнергию связаны формулой: чем выше цена на LME, тем выше тариф на электроэнергию, и наоборот. К сожалению, в России почему-то такой подход не принят.
Цена на алюминий очень низкая, а тарифы на электроэнергию с 2007 года выросли почти в два раза с лишним. И это даже с учетом нашего прямого договора с ГЭС.
Но мы снизили потребление на 300 киловатт на тонну в прошлом году и планируем, что на 130 киловатт снизим в этом. Цели по снижению потребления электроэнергии поставлены уже и на 2015 год.
КрАЗ всегда был известен как социально ответственное предприятие по отношению к своим работникам. Что будет с социальными проектами?
Да, более 157 миллионов рублей заложено на внутренние социальные программы в 2014 году. Завод продолжает проводить доплату за комплексные обеды. Наши люди активно этим пользуются, и процент использования комплексных обедов высок. Более 44 миллионов рублей стабильно отправляется на дотации по питанию для каждого работника в каждую рабочую смену.
Более 20 миллионов идут на медицинские услуги. На территории завода действует поликлиника.
Существует серьезная программа «Жилье». В этом году на ее реализацию пойдет более 27 миллионов рублей.
Действует комплексная программа по обучению персонала. Сегодня это одна из важнейших программ на заводе. У нас 49 лицензий, мы обучили более 1500 наших работников внутри предприятия, повысили их квалификацию.
Плотно взаимодействуем с Сибирским Федеральным университетом. К примеру, на базе СФУ организован целевой набор групп, которые по окончанию вуза придут работать к нам в РУСАЛ. В этом году мы также будем набирать целевую группу студентов, успешно сдавших ЕГЭ по физике — необходимой для металлургии науке (к сожалению, молодое поколение сейчас редко выбирает физику). Таким студентам мы выплачиваем дополнительную стипендию до 5000 рублей, предоставляем практику и стажировку. Я встречался с этими ребятами, они очень заинтересованы в своей будущей профессии, задают много нужных и интересных вопросов.
Не секрет, что работать на алюминиевом производстве непросто. Что предпринимается для облегчения условий работников?
Действительно, работа электролизника — это тяжелый физический труд. Для его облегчения в РУСАЛе создано подразделение, которое собирает специальную технику. В 2013 году мы закупили ряд новых машин, которые облегчат условия труда. Сегодня каждая бригада в электролизном цикле получила по полноценному погрузчику с различным набором опций, которые позволяют сократить физические усилия персонала. Мы изучаем опыт других заводов в этой сфере и совершенствуем этот процесс.
Каковы планы по экологической модернизации производства на КрАЗе?
В 2013 году мы на 5% сократили выбросы в атмосферу, несмотря на то, что увеличили объемы производства. Активно внедряли проект под названием «Экологический Содерберг». В 2014 году мы планируем направить на выполнение экологической программы 475 миллионов рублей.
Мы видим эффективность нашей экологической программы. Внедрив во всех корпусах электролиза систему сухой газоочистки, мы добились эффективности очистки по фтороводороду в 99,8%. Замеры, которые проводят наши четыре стационарных источника, показывают, что мы имеем в пределах санитарно-защитной зоны положительные результаты: у нас нет превышения по ПДК — предельно допустимой концентрации. Это очень важно, и мы понимаем, что стоим на правильном пути.
А еще через 10 лет каким вы видите будущее завода?
Безусловно, КрАЗ (и город) увидят реальные положительные результаты продолжившейся экологической модернизации. Возможно, это будет развитие технологии эко-Содерберга, возможно, уже через 10 лет будут видны плоды внедрения технологии с использованием инертного анода, которую компания сейчас разрабатывает. К монтажу первого электролизера на инертном аноде компания должна приступить уже в 2015 году — это говорит о том, что мы далеко продвинулись. И я полагаю, что именно с этой технологией связано будущее не только завода, но и всей компании РУСАЛ.
А в целом я хочу, чтобы каждый наш сотрудник, возвращаясь после работы домой, в круг семьи и друзей, всегда с гордостью говорил: «Я работаю на КрАЗе!»
Александр Ибрагимов — ИА «Пресс-Лайн»