Есть у французов странные фильмы
Фильмы, что называется, на любой вкус и цвет. Это и национальная предпремьера третьей части «артурианы» Люка Бессона «Артур и война двух миров». Где Урдалаку удалось-таки пробраться в наш мир и грядет грандиозное сражение за Вселенную.
Также нам представили начало национального проката «Сутенера» с Хосе Гарсией и Кармен Маурой, где скромный банкир вдруг меняется местами с гангстером.
Далее, Марион Котийяр (в 2008 году получила «Оскара» за «Жизнь в розовом свете», а недавно сыграла в «Джонни Д») будет искать любимого в Сахаре и найдет несмотря ни на что в «Последнем полете».
Советую посмотреть оригинальный фильм-притчу «Социализм» знаменитого Жа-Люка Годара. Впрочем, у него все фильмы, либо скандальные либо оригинальные. Все-таки основатель «Новой волны» в кино, мэтр и патриарх мировой синема.
Еще фильм про то, как Сандрин Боннер была просто горничной, пока не увидела, как двое постояльцев играют в шахматы. И вся жизнь «маленькой женщины» переворачивается. А еще в «Шахматистке» играют Кевин Клайн и Дженнифер Билз.
Куда, конечно же, без «русской темы». Осень 1952-го: молодую женщину-врача вызывают лечить… Сталина. Блестящая работа Андрэ Дюссолье (поставил «Трое мужчин и младенец в люльке» и «Видок»). Кстати, он еще в 1992-м играл в нашем фильме «Белый король, красная королева» советского шахматиста.
Ну а еще нам показали самый обсуждаемый и скандальный фильм «Gigola». Оказывается, женские жиголо тоже бывают. Главная героиня потеряла любовницу, теперь никого не любит и ведет «богемную» жизнь. Она расхаживает в мужском наряде и отдается богатым старым дамам за оч-ч-чень большие бабки (и даже авто). А кавычки, потому что «богема» — это грязные кабачки и притоны печально известной во французской столице Пляс Пигаль. И окружение — сплошь, гангстеры, сутенеры и наркоманы. Блестящий визуальный ряд, смелые сексуальные сцены, отличные актеры. В главной роли Gigola/George — Лу Дуайон, дочь известных родителей (режиссера Жака Дуайона и актрисы Джейн Биркин), известная нам по фильмам «Бланш» и «Сент-Анж», и «лицо» Givenchy.
Вообще, состав очень сильный. Например, когда-то красавчик Тьерри Лермит («Короли шутки», «Осторожно, полиция») играет опустившегося папу-морфиниста. В роли мамы Мариза Беренсон («Кабарэ»). А главную мужскую роль отдали первому мачо Европы — Эдуардо Норьеги («Волк», «Че Гевара», «Открой свои глаза»). Он им стал после отъезда в Голливуд Бандераса. Смысл фильма можно еще выразить и словами песенки: «Девочка или мальчик? Какая разница! Была бы настоящая любовь!».
Фильм снят по одноименному роману Лоры Шарпентье, запрещенному в 1972 году и разрешенному к публикации во Франции только спустя 30 лет. Она очень известная на родине автор около 15 скандальных романов, посвященных женщинам. И сама этот фильм поставила, сыграв там небольшую роль. Кстати, во Франции его даже еще и не видели! Премьера лишь 19 января, а пока показали на фестивале «Paris Gay and Lesbian Film Festival» и у нас.
Делегацию кинематографистов на пресс-конференции для журналистов возглавила известная актриса Кароль Буке («девушка Бонда» из «Только для ваших глаз», муза Бунюэля из «Этот смутный объект желания», бывшая жена Жерара Депардье и просто очень красивая женщина).
С нашей стороны присутствовали министр культуры края Геннадий Рукша, руководитель главного управления культуры администрации Красноярска Наталья Малащук и директор «Луча» Руслан Демехин. От французов: директор департамента Центральной и Восточной Европы компании Юнифранс Жоэль Шапрон, представитель Культурного фонда Хеннеси Жоэль Ламбер, президент компании Юнифранс Антуан де Клермон-Тоннер и атташе по вопросам кино и средствам коммуникаций посольства Франции в России Кристин Ломон.
Первым, понятно, слова взяли хозяева. Геннадий Рукша поблагодарил всех организаторов фестиваля за возможность увидеть в Красноярске совершенно новое французское кино. Напомнил, что сейчас у нас в стране завершается Год Франции, а у них — Год России. Также была затронута тема обмена не только фильмами, но и фестивалями. (Имеется в виду наш Канский). Кстати, сейчас в Лионе проходит выставка «Неизвестная Сибирь», куда, в частности, уехали красноярские мастера документального кино.
Госпожа Ломон подчеркнула, что посольство Франции уже 11 лет поддерживает это замечательное мероприятие. И все выбранные фильмы — действительно «самые-самые» сегодня. Киноленты для всех возрастов, ожиданий и вкусов. А то, что одновременно проходят фестивали в Красноярске и Лионе, способствует укреплению российско-французских культурных связей.
А вот Антуан де Клермон-Тоннер свой приезд счел уникальным событием. Он открыл для себя наш замечательный город. И рассказал, что Юнифранс — профессиональная общественная организация, в которую входят производители, актеры, режиссеры… Ее целью является экспорт франс-фильмов во всем мире (их сейчас производят около 200 в год) и помощь при их создании.
Как заметил господин де Клермон-Тоннер, несмотря на то, что крайне важно поддерживать свое кино, важно и другое: «чтобы мир узнавал нашу культуру, а мы, допустим, вашу». По его словам, это очень трудно сделать из-за американских фильмов, преобладающих в кинотеатрах. Поэтому национальное кино поддерживать надо, и любыми способами. Например, телевидение отдает определенную долю на развитие кино и за показ иностранных фильмов, и т.д. Ну, а вторая большая проблема во французском кино (как и у нас) — пиратство. Во Франции таких товарищей по закону ждет очень суровое наказание.
Наконец слово дали Кароль Буке, которая всех поблагодарила «за такое путешествие из Парижа в Сибирь». Оказывается, приехать сюда она давно мечтала.
Жоэль Шапрон сказал несколько слов о том, что Красноярск заслуживал такой фестиваль, и все получилось. А также, что фильмы надо показывать не только на фестивалях, но и массовому зрителю. Для этого надо заинтересовать самих прокатчиков, чему и способствуют подобные мероприятия. Особенно с учетом того, что Россия сегодня в пятерке самых прибыльных стран для французского кино. В ближайшее время на наш рынок будут «выброшены» около 50 новых фильмов.
А далее журналисты засыпали кинематографистов вопросами. В частности, поинтересовались у Кароль, почему она мечтала о поездке в Сибирь. В ответ: «Для меня это незабываемое романтическое путешествие. Все друзья мне очень завидовали и хотели тоже поехать. Как-то в 5 утра я услышала по радио передачу о Красноярском документальном кино и с тех пор все мечтала познакомиться с его создателями. Как видите, вы как сны приходите даже в наши парижские ночи».
- Как вы относитесь к нашему кино и не хотели ли бы сняться в российском фильме?
- Лично я способствовала тому, что наше министерство культуры и образования включило фильмы Эйзенштейна в обязательную школьную программу. Еще, я очень люблю «Жертвоприношение» Тарковского.
Ваш покорный слуга вылез с вопросом о том, что ее «холодная красота» уже столько раз повторялась из фильма в фильм… Не пора ли сыграть, например бомжиху, чтобы показать другие грани своего таланта?
- Когда мы играем какую-то роль, надо чтобы она внутренне совпадала с нашей личностью.
А в русском кино… ведь я же не русская, не смогла бы передать особенности русского характера. В лучшем случае могла бы сыграть иностранку. Но я играла в очень разных фильмах, и судить по моему первому фильму — «Этот смутный объект желания» Бунюэля, с которым этот термин ассоциируют (мне было всего 19 лет) — неправильно. Режиссеры, которые потом меня приглашали, видели меня и в другой ипостаси.
- Вы закончили Сорбонну по специальности философия и Парижскую консерваторию…
Консерваторию по театральному мастерству. Да и философии-то я высидела не так много лекций, а просто сбежала.
- После Бунюэля вас взяли на «девушку Бонда». Но в мировом кино это ярлык. После него, обычно, на серьезные роли уже не зовут?
- Я вам расскажу по-честному, как все было. Я играла в «Холодных закусках» Блие, а потом на каникулах летом оказалось в гостях у Роберто Бениньи, тогда еще он не был так известен. И вдруг мне позвонили и предложили сыграть подружку Бонда. Попросили ответ немедленно. Наверное, уже кто-то отказался. А рядом с телефоном стояли трое друзей, и я у них спросила совета. Наверное, потому что они были мужчины, то немедленно закричали «ДА-А-А!». Вот, так я и попала в фильм.
- В «Холодных закусках» вы впервые увидели Депардье. Вы тогда думали, что у вас будет с ним большая любовь?
- (Немного смутившись) Конечно же, нет! И все — не будем про это!
- А вы пили вино, которое он назвал в вашу честь? («Кароль Буке Ла Круа де Пейроли»).
- Да, я его, вообще-то, сама сделала…
Вот на этом все и закончилось. Ждем следующего года и новых классных фильмов. Кстати, у вас еще есть возможность посмотреть киноленты французского фестиваля.