Кино будет!
- 2010 год получился крайне насыщенным. Нам есть чем гордиться. Я считаю, что одним из главных достижений стало то, что «Красноярский кинограф» принимал участие практически во всех культурных мероприятиях на территории региона: фестиваль мультфильмов, Канский международный кинофестиваль. Раньше такого не было. Значит, интерес к кинематографу возрос. Причем, это совершенно не связано с какими-то лозунгами или приказами-указаниями, дескать: «Кино надо подымать».
- Фестиваль в Канске очень хвалила французская делегация при показе французских фильмов в Красноярске. А что вы там делали?
- По крайней мере, наше учреждение не было просто пассивным наблюдателем, как в предыдущие годы. Мы, например, впервые организовали лаборатории, где происходило общение с людьми, заинтересованными в организации производства кино в районах Красноярского края.
- У нас сегодня есть такие люди?
- Есть! Это люди, которые организовывают досуг молодежи при помощи кино. По старому, культработники. Ведь у нас в регионе очень много киноклубов, студий анимации, кинофотостудий. Почти во всех районах есть, только «обеспечение» разное. Там что-то делают для себя, для души, а потом, как выдадут!
Например, на прошедшем недавно в Норильске IV краевом фестивале аудиовизуальных искусств «Полярная сова» среди творческих объединений, индивидуальных авторов и профессиональных коллективов, приз за «Лучший документальный детский фильм» («У войны недетское лицо») получили норильчане. А кто делал? МБОУ ДОД «Станция юных техников».
Во взрослой категории красноярское объединение «Твори-гора» победила с документальным фильмом «Ради чего стоит жить сто лет».
Наконец, потрясающий фильм сделала видеостудия Канского морского кадетского корпуса: «Дерсу Узала. Воспоминания о фильме». Он посвящен памяти Акиры Куросавы. Хороший материал, стройный сюжет, любопытные исторические факты. Он заслуженно получил приз как «Лучший документальный фильм» среди взрослых.
Или, вот, в Боготольском районе праздновали 75 летний юбилей Виктора Трегубовича (режиссер «Даурии», «Прохиндиады», «На войне, как на войне»). Собрались специалисты, провели семинары по режиссуре монтажа. Это показатель того, что на местах люди снимают кино. Несмотря на нехватку средств, оборудования, опыта…
- В общем, кино на «подъеме»?
- Самое главное, и зритель начал возвращаться. А значит — надо открывать новые кинозалы. Вот в Абане на базе отремонтированного муниципального кинотеатра «Авангард» появился методический центр по организации кинопроката на 400 мест. Год ремонтировали! Заменили все, что можно, купили новые проекторы, экран.
- И за чей счет?
- Все средства (336 тыс. рублей) выделили бюджет Абанского района. Вообще, в киносети сегодня 8 муниципальных киноустановок. Если говорить о перспективах развития, то в ближайшие годы такие возможности появятся. В связи с новым законопроектом, субсидирование программ развития кинотеатров будет производиться за счет средств регионального бюджета.
- Осталось только надеется, что средства в краевой казне на это найдутся. А сколько в районах сегодня киноустановок?
- Всего 140 киноустановок, но восстановление кинопроката идут очень трудно. Так как некоторые киноточки были многие годы законсервированы. По сути, там уже сегодняшним требованиям кинопоказа ничего не отвечает. Металлолом! Я, кстати, ратую не за мультиплексы, а за локальные площадки с целевыми группами. Ведь, кто-то любит авторское кино, кто-то аниме и блокбастеры, а кто-то документалистику. Мы и при «Кинографе» собираемся сделать свой маленький зал на 30-40 человек.
- Хорошо, что кинотеатры на местах возрождаются, но что там народ будет смотреть?
- У нас есть уникальный киноархив «старых добрых фильмов». И не только отечественных, но и зарубежных лент. Уже закупили около 200 новых фильмов, включая детское кино, мультфильмы и документалистику. Наша сеть позиционируется как прокат альтернативного кино — у нас просветительские функции. Вот у коммерческого проката задача одна: извлечение прибыли в первую очередь. Все остальное — во вторую! Мы же показываем качественное кино, которое заставляет задуматься. Меня вот очень критиковали за тот же «Енисейский экспресс»: мол никому не нужен «Белорусский вокзал». А, ведь, нужен!
- Да, фильм-то отличный!
- Тем более. Жалко, что некоторые фильмы сегодня забыты. Такие на DVD не продают и даже по телевизору не увидишь. А, если еще учесть, что в некоторых районах края до сих пор смотрят, только две программы…
- А что сами смотрите?
- Смотреть приходится всё! Считаю, что человек, который этим занимается профессионально не может избирательно чего-то смотреть или не смотреть. Например, мои студенты (я преподаю) надо мной смеются, потому что я посмотрел «чудный» сериал «Школа». Привязав себя к креслу. И «Дом-2» осилил. Из популярного — «Социальную сеть».
Весь фестиваль французских фильмов пересмотрел. Пообщался со всеми, кто приезжал. Это — надо! Просто обсуждать, рассуждать и комментировать то, что ты не видел — непрофессионально. Я люблю качественный продукт. И меня очень огорчает, когда люди снимающие кино даже не пытаются развиваться. Они убеждены в том, что всё делают как мастера!
- В кинотеатры-то ходите?
- Минимум раз в неделю посещаю кинозалы. Правда, в основном на вечерне-ночные сеансы. Больше, просто времени нет.
- А что у нас сегодня на кинорынках? Они изменились в связи с кризисом?
- Да. Причем, как ни парадоксально, в лучшую сторону. Зритель стал более требовательным. Дешевую залипуху никто не покупает. Больше стало детского кино, лучше стала анимация — в основном «полнометражки».
- Что мы увидим в скором времени?
- Увидим «Тачки-2», «Тайну красной планеты». На первое полугодие 2011 запланировано 25 релизов. Из нашего кино, конечно, самое интересное «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Наконец-то дошел до российского зрителя. Особых спецэффектов там нет, но зато какая игра актеров, какой состав!
Российское представительство «Диснея» очень активно ведет свою кинополитику. Все это радует. Много стало выходить фильмов в 3D и порой только в этом формате.
Еще из интересного: в июле выйдет «Высоцкий». В главной роли — Сергей Безруков. Он там в та-а-аком гриме, прям вылитый Владимир Семенович.
- Но, как я понимаю, не все так просто в вашем «хозяйстве»? Бюджет, например?
- Увы! С ним как раз трудности. Хотя, план-2010 мы выполнили еще в конце июля. В следующем году он в три раза меньше и работать предстоит на «жировых остатках» нынешнего. Наверное, «наверху» подумали, что мы сами прекрасно сможем себе денег заработать.
Еще одна проблема в том, что хотя зритель и возвращается, изменилась сама форма подачи материала. Если, в Советское время ничего и делать-то не надо было, только афишку написать, а теперь показ фильма — само по себе отдельное мероприятие. Даже старые фильмы надо продвигать. Именно поэтому и возникают разные кинопраздники.
Конечно, кто-то скажет, что можно все фильмы в Интернете скачать, но просмотр в кинозале совсем другое дело. Возрождение кино, как праздника для людей — наша главная задача. Есть дополнительные модули, которые позволяют это делать. На «Ералаш», допустим, дети все равно бы пришли, но с режиссером Грачевским — совсем другое дело.
Или другой пример: закрылась «Чайка» в Советском районе. Кинотеатр работал только с новыми фильмами, а все равно не мог собрать зрителей. В самом крупном районе города! Сегодня, просто показ — уже не работает. Поэтому делема. С одной стороны, нам хочется открывать новые кинозалы, но с другой — надо понимать (с учетом специфики территории), как кино будет доходить до зрителя.
- Вы, я знаю, и собственным производством занимаетесь?
Раньше такого вообще не было. Но, приняв новую концепцию развития организации до 2020 года, мы сформировали команду, которая способна это делать. По отзывам некоторых кинокритиков — на достаточно серьезном уровне.
«Самая холодная война» о войне 1943 года на Диксоне — наш первый и, надеюсь, не последний фильм. Есть масса тем, которые телевидение не снимает. Формат не тот. А кино позволяет это делать. Хотя, туговато с финансированием и как всегда мешает обширная бюрократическая система.
- Вы будете снимать только документалистику?
- Мы начали съемочный процесс из короткометражных учебных фильмов. Сейчас в производстве фильм по пожарной безопасности. Причем, игровой.
- А что у нас со знаменитой красноярской кинохроникой?
- У нас была отличная киностудия, прекрасный киноархив о нашем крае. Студии не стало. Фильмы «эвакуировали» в Екатеринбург. Но в этом году мы уже кое-что вернули, даже организовали показ. Для нас очень важно, чтобы история Красноярского края хранилась в регионе.
Например, есть кадры юного художника Андрюши Поздеева, есть приезд в город Юрия Гагарина, перекрытие Енисея — выдающиеся пленки!
В планах — наладить отношения с Красногорским кинофотоархивом, где наша хроника тоже хранится. Причем, еще с 1920-х годов и в гораздо в лучшем, нежели в Екатеринбурге, качестве. Нужно всё цифровать. Пленка не вечна.
- Как главный «киношник» края, что вы хотите пожелать в Новом году всем, кто любит кинофильмы?
- Всем, кто действительно не просто любит, а болеет кино, я хочу пожелать, чтобы у вас появлялось как можно больше соратников. Потому что, если раньше кино было важнейшим из искусств, то теперь это вызывает сомнение. А это неправильно. И чтобы было как можно больше аншлагов. Я еще помню времена, когда висели таблички «билетов нет» и не было даже «входных». В общем, все под знамена кинематографа!