Красноярцы на «Рок-этно-стане»
Пресс-Лайн: Как определяете свое творчество?
Артем Николаев: Относим его к жанру электронной этнической музыки, используем такие инструменты как варган, африканские барабаны и другие экзотические инструменты. Потом эти звуки обрабатываем различными эффектами в электронике. Экспериментируем в этом направлении. Сами записали первый промо-диск, в нем 12 треков. Кстати, ознакомиться с нашим творчеством можно на сайте www.roots-and-trees.ru
П.-Л.: Как давно увлекаетесь этнической и электронной музыкой?
А.Н.: Электронной музыкой я увлекся давно, в начале 2000-х, но интенсивность занятий была разная, так как учился в университете, по специальности я информатик-психолог. Год назад мы объединили свои усилия с Юлей, она тоже давно интересовалась этническими инструментами и мы попробовали соединить их с электроникой. Впервые услышал варган по телевизору ещё в детстве. С появлением «Саянского кольца» увидел и услышал их там вживую, и захотелось освоить этот инструмент. Некоторые инструменты, например, диджериду, сделали сами. Изначально это инструмент австралийских аборигенов. Это труба из дерева, в которой термиты выели отверстие. Его, конечно, обрабатывают, доделывают, но это природный инструмент. Очень древний.
Юлия Козулева: А мне всегда нравилась музыка, но увлечение электронной и этнической музыкой началось в 2002 году, когда я стала посещать вечеринки. Одно время была dj, пробовала учиться играть на флейте и барабанах, но со временем интерес пропал. Теперь играю на диджериду и варгане. Практикую обертональное пение, но пока не использую его в треках.
П.-Л.: Да вам бы в Шушенское поехать на фестиваль с таким багажом, а вы на Урал махнули. Как туда попали?
Ю.К.: Я случайно на сайте Overtone.ru увидела объявление, что проводится конкурс и в нем можно принять участие, выслав заявку и музыкальный материал. Честно сказать, мы и не рассчитывали, что нас отметят. Из 140 заявок отобрали 10 победителей из разных регионов России. И мы получили официальное приглашение на фестиваль 4-5 июля 2009 года. Мероприятие проходило в 30 км от Екатеринбурга на берегу озера Балтым, в бывшем пионерском лагере «Дружба».
П.-Л.: В чем особенности этого фестиваля и отличия от «СК»?
А.Н.: Если «СК» это этнос, то «Рок-этно-стан» позиционируется как рок-фестиваль с элементами этнических групп (или с элементами этнической музыки у рок-групп). Там были панк-рок-группы и коллективы, играющие рок-н-ролл. Была группа, исполняющая ирландский фолк. Всего было около 30 участников. Был коллектив из Минска, а в основном это группы с Урала. Хедлайнеры — «Калинов мост» и «Земляничная поляна». Обе группы выступали и на «СК». Это совершенно другой фестиваль — и по масштабу, и по концепции.
Ю.К.: К сожалению, мы пропустили момент подачи заявки на «СК», на сайте не было никакой информации, а потом оказалось, что прием заявок окончен. На «Рок-этно-стан» начиналось всё с 12.00 и длилось до трех ночи. Ведущие по списку приглашали коллективы на сцену. Никаких званий и наград не присуждалось. Кого, получается, выбрали организаторы, те и лучшие. Нас поставили перед дискотекой, видимо, как плавный переход, ведь у нас и живые инструменты и электронная музыка. А перед нами выступали жесткие рок-группы «Raw Energy» и «Восточный склон», такие контрасты.
А.Н.: Надо сказать, что рок-музыка на фестивале была достаточно качественной. Публика в основном была из панков и рокеров, но и нас слушали, даже просили задержаться. А потом подходили к нам за дисками и брали автографы. Просили диск и с местного радио. На площадке работало несколько местных телекомпаний. В общем, такой мужской фест, — мужики в косухах, байкеры… В ряду организаторов продюсерский центр «Уральская раса» и известная в тех краях рок- группа «H-ural», которая использует в аранжировках этнические инструменты.
П.-Л.: Что скажешь о выступлении хедлайнеров?
А.Н.: Они выступали в первый день фестиваля, у них было лучшее время с 21-30 до полуночи, играли они примерно по полтора часа. Славянские мотивы у «Калинова моста» понравились далеко не всем слушателям, это чувствовалось по реакции. «Земляничная поляна» узнаваема по необычному вокалу солистки, по-моему, у нее диапазон голоса в четыре октавы, она и горловое пение использует. На плече у неё была сумка, из которой она периодически доставала различные небольшие инструменты и подыгрывала группе. Их музыка была нам ближе, чем рокеры.
П.-Л.: Что было вокруг да около главной площадки?
Ю.К.: Вообще-то площадок было две. На второй звучала электронная музыка и даже индийские танцы были, но не кришнаиты, а скорее люди, увлекающиеся медиатацией. Жили все в палатках. Организаторы предоставили дорогу до места проведения и питание в дни фестиваля. На территории работало две точки питания. А для участников выдавали бесплатно пиво, но нам было не до него. Место хорошее и охрана была такой, что беспорядков не было. Работала небольшая ярмарка, где торговали сувенирами, металлическими атрибутами и майками. Была кальянная площадка и палатка, где можно было попить чай со сладостями. Можно было покататься на яхте и для экстрима спрыгнуть с высокой сосны на веревке, как на тарзанке — это удовольствие стоило 50 рублей. Не все решались, а я сиганула. А за вход брали 500 рублей. Мне кажется, дорого, может, поэтому и зрителей было не более пятисот.
П.-Л.: Не жалеете, что попали в рок-стан?
А.Н.: Нет, не жалеем, новый опыт, новый город, новые знакомства, хотя атмосфера и музыка «СК» нам ближе. В течение года до следующего «СК» попробуем заявить о себе в Красноярске, провести выступления в таких местах, где собираются единомышленники, например в Чайной юрте, «Йога-баре». И будем экспериментировать дальше, надеюсь, станем участниками следующего «СК». А нашим рок-группам, я думаю, стоит обратить внимание на «Рок-этно-стан», им там будет, где себя проявить!