Версия для печати

«Нам надо заняться прежде всего продвижением того, что у нас есть»

А. Черных

В рамках форума «Российская креативная неделя» его директор Марина Абрамова провела сессию-интервью с Александром Уссом, губернатором Красноярского края, который, по словам самого главы региона, занимает второе место среди субъектов СФО по вкладу в креативную экономику. «Пресс-лайн» публикует основные выдержки из интервью.

Повод для гордости

— Александр Викторович, представьте [присутствующим – ред.] Красноярск – цели, задачи, почему уделяется внимание креативным индустриям, хотя вы вроде бы такой сильный сырьевой край. И почему вам лично это по душе? Ведь если вы здесь [на «Российской креативной неделе» – ред.], значит, это так.

— Много хороших слов говорят о нашем крае и, в том числе, в плане креативных вещей и индустрии. Но я исповедую пару тезисов, которые помогают в жизни для того, чтобы мы не останавливались. Первое – гордиться надо не тем, что даровано природой, включая красивый край, а гордость — это всегда результат сделанного. Поэтому, когда мы начинаем позиционировать край, как самый большой, как самый богатый природными ресурсами, самый красивый – это замечательно. Но всегда нужно думать, где в этом наше место, наша роль. И второе – есть известная мысль о том, что необходимая предпосылка для движения к лучшему будущему – это неудовлетворенность настоящим. Поэтому я очень часто начинаю с проблем, с недостатков, с бордюров, которые выглядят не так, и так далее. Но это не уменьшает гордости за край и желание сделать его лучше.

Применительно к тезису, который вы озвучили, что мы сырьевой край. Мы не совсем, конечно, сырьевой, но тем не менее. И эта тема вчера звучала на пленарке, что необходимо думать, прежде всего, о креативе, а не о том, что такое нефть и газ, коль скоро не они определяют будущее.

Промышленность и культура

Есть такая расхожая мысль, постулат мирового плана о том, что именно промышленные регионы, особенно природно-ресурсные, страдают «голландской болезнью», то есть другие отрасли, а особенно те, что связаны с искусством, наукой, духовностью, сервисом начинают там проседать. Это, наверное, правильно, но лишь отчасти. Почему это может быть правильно? Потому что такие регионы относительно благополучны в финансовом отношении. Деньги падают если не с неба, то из земли идут. Кроме этого есть выстроенная вертикально интегрированная кампания, которая формирует определенные наборы рабочих мест, и туда идут люди, не особенно напрягаясь, имеют возможность хорошо себя чувствовать с материально-финансовой точки зрения. Может быть, в этом и есть опасность, но когда ты ее видишь и понимаешь, то при определенных усилиях при коррекции этого курса ее можно нейтрализовать и даже использовать во благо.

Я вспоминаю во времена социализма, как раз в те самые периоды, когда у нас были знаменитые красноярские семилетки, и в крае был провозглашен лозунг – «Превратим Сибирь в край высокой культуры». И тогда нашим предшественникам это удалось. У нас появился институт искусств знаменитый, прежде всего, благодаря его выпускникам, в том числе и Дмитрию Хворостовскому, тогда же появились театры. Тогда появился Большой концертный зал, который мы радикально изменили – он самый большой и самый интересный за Уралом.

Край двигался, прежде всего, за счет крупных природных и машиностроительных проектов. Однако это ожерелье красоты и творчества появилось и там. Потому что люди этого хотели. И для этого была материальная база. Сейчас, мне кажется, что мы эту традицию продолжаем.

Но особая специфика Красноярского края с точки зрения наполнения бюджета, конечно, есть. Край выглядит благополучно, он входит в десятку лучших по уровню инвестиционной привлекательности. Три года назад Красноярский край вошел в пятерку самых благополучных регионов. Казалось бы, можно почивать на лаврах – бюджет у нас очень внушительный, более 300 млрд рублей. Но, тем не менее, мы уверены, что к динамике, которую он приобретает в промышленном и экономическом отношении, мы должны добавлять творчество.

Я убежден, что креатив – это не только искусство, мода, дизайн всего и вся. Я очень люблю все это и стремлюсь сделать все так, чтобы Красноярск именно этим отличался. В том числе и творчеством промышленным, научно-техническим. Вне всякого сомнения.

Кстати говоря. В Красноярске нет крупного технопарка. В Красноярске нет крупного бизнес-инкубатора. Я задаю себе вопрос – почему? Потому что интересные идеи и люди находят себя прямо на предприятиях. Может не все знают, что все спутники связи России и во многом зарубежных стран, в частности Франции – это красноярские спутники, с нашей пропиской. У нас мощнейший интеллектуальный оборонно-промышленный комплекс.

Но я гуманитарий, поэтому для нас ближе все-таки замечательные люди, которые будут шить красивую одежду, которые ставят замечательные спектакли. Люди, которые являются последователями Хворостовского, Сурикова, и многих других удивительных людей.

Креатив на тракторном заводе

— У меня есть любопытный пример. Если, например, тракторный завод и его владелец четко понимают, что такое креативная индустрия, и что если у него в штате работает качественный промышленный дизайнер, качественный айтишник, который хорошо сделает сайт, качественный маркетолог, райтер и так далее, то точно КПД у этого тракторного завода будет существенно выше, чем у того, где нет этих специалистов в штатном расписании. Такая позиция – смотреть не только на отрасль, а в целом более широко на креативную индустрию, мне очень близка. И кажется, что к ней мы постепенно придем, с точки зрения федеральной работы. Конечно, было проще начать с отраслевых моделей – мы выделили отрасли, и стали за эти 2 года разбираться, что у нас в медиа, что у нас в моде, что у нас в дизайне. Важно для крупных сырьевых гигантов сохранять, тем более сейчас, в такой сложный экономический период, креативные команды людей нестандартно мыслящих и привлекать к решению задач всех, кто работает в креативных индустриях.

— Но очень важно, чтобы на этом тракторном заводе были люди, которые изобрели бы принципиально новый двигатель. Поскольку все остальное – «навески» на двигатель. Совершенно очевиден тренд на то, что в обозримом будущем – 10-15 лет, на смену двигателям внутреннего сгорания придут электродвигатели. И многие компании уже декларируют это. У них есть конкретные планы, сколько их будет в 30-м году, в 35-м году.

Красноярск в этом смысле может стать краем прорывной креативной идеи, стать местом создания тех самых батарей, которые будут основой такого двигателя. Это не абстрактные лозунги. Именно в Красноярском крае есть практически все металлы будущего – кобальт, литий, никель, алюминий и целый ряд других компонентов, которые лежат в основе этого ядра автомобильной промышленности. Двери, кожу, фары сделают дизайнеры и другие люди. А это нам нужно сделать. И сегодня есть 5-7 компаний в мире, которые начинают специализироваться именно на двигателях нового поколения. И то, что есть в США известный автомобиль, это еще не самая лучшая находка. Если Красноярск станет местом прорыва вот этого, а жизнь к этому подталкивает, вот это будет креатив. И там появится очень красивая раскрашенная дверь, зеркало заднего вида, которое нам Башкатов нарисует. Такое, какого никто еще не видел. Все будет хорошо. Но главное – это двигатель.

США и санкции в креативном бизнесе

— Мы понимаем, что у нас сейчас какое-то новое время, в котором мы еще ни разу не были. Если мы говорим про креативный бизнес, про небольшие стартапы. Сильно ли повлияли введенные санкции на сегмент креативного бизнеса? Какие ваши рекомендации Красноярскому бизнесу хотели бы дать в связи со сложившейся ситуацией?

— Санкции – наша особенная проблема. Относительно недавно я вдруг задумался, а почему США имеет самую большую экономику в мире, и что на самом деле составляет ее базу. И, когда внимательно почитал, выяснилось, что более 50 процентов их валового продукта – это сервис. И я задал себе вопрос: а так ли уж надежна эта экономика. Это замечательно – рестораны, дизайн, IT, вещи. Но как только встал вопрос о том, на чем держится все это – нефть, газ, промышленность, которая в значительной степени вынесена за пределы этой могучей сраны, – выяснилось, что не все так просто. Поэтому, когда речь идет об объеме валового регионального продукта, или внутреннего продукта страны, то, оценивая устойчивость, надо все-таки внимательно смотреть из чего это складывается. Да, большой денежный оборот – это что-то, но это еще не все с точки зрения надежности. Поэтому у нас есть в стране свои перекосы с необходимостью держать в руках критические технологии, и все что с этим связано. Однако не стоит стыдиться того, что мы богаты природными ресурсами, которые необходимо использовать как фундамент для наращивания всего и вся. Это очевидно.

В сфере малого и среднего бизнеса я не скажу, что мы где-то внизу рейтингов, но, тем не менее, потенциальный рост там есть, и мы должны это стимулировать.

Несмотря на преимущественно промышленную специализацию, на его территории зарегистрировано более 106 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 11 500 задействовано в креативных индустриях. Субъект сегодня выступает локомотивом развития креативных индустрий на уровне федерального округа: в 2021 году Красноярск стал первым городом, принявшим Российскую креативную неделю в формате окружного форума.

Мы правда прирастаем, и порядка 64 млрд дают нам сегодня предприятия креативного бизнеса. Это факт. Отсюда вывод – нам бы очень хотелось не просто раздавать деньги, а искать все более совершенные эффективные механизмы господдержки. Но известно, что человек творит активнее, когда у него не все хорошо. Но не хочется прибегать к этим символам.

О творческих людях и как их удержать

— Тезис номер один – управлять творческими людьми очень сложно. Я сам отношу себя к таковым, ведь до того, как стал политиком, я был настоящим ученым, сделал кандидатскую, докторскую диссертацию. Учился и работал в Институте зарубежного и международного уголовного права им. Макса Планка в Германии и никогда не думал, что я буду рассуждать о креативных индустриях и руководить этим замечательным краем. Карьера ученого очень сложна, поскольку тебе никто не может помочь. Ты сам должен сделать и первое и второе. Точно также и те, кто сегодня занимается тем же дизайном, ставит спектакли. Все зависит от тебя. Идея внутри. И никто кроме тебя не может ее выстрадать, сформулировать и потом показать. Поэтому управление этим вещь тонкая – создание минимальных условий и, может быть, коммуникаций.

Творческие люди, в том числе из нематериальной сферы, создают привлекательность социума, в котором мы живем. Это самое главное. А когда в городе или стране будет просто интересно жить, то тогда появятся свои Илоны Маски, гениальные инженеры, которые просто здесь останутся и никуда не уедут. И это помимо всего прочего важнейшая составляющая, которая дает материально-финансовый «выхлоп» соответствующему региону. Помимо удовлетворения.

Например, Универсиада. Она, как не просто спортивное событие, когда кто-то быстрее добежал, а как явление, которое привлекло молодежь, и которое открыло наш город миру. Оно послужило духовным толчком для гордости за Красноярский край, за людей и в том числе за креатив. При этом надо было привести в порядок город, научится нормально стричь газоны, понимать, что какая-то штука, на которой сидят – это не лавка покосившаяся, это уличная мебель. Спасибо за это, в частности и «Арт-Стилю». Мне действительно приятно слышать, что Красноярск поменялся. Что в Москве есть гастротуры в Красноярск. Что у нас есть аэропорт, который является и эстетическими воротами города и даже всей Енисейской Сибири. Универсиада подтолкнула нас всех к изменению образа жизни. К нам тянутся крупные компании, размещают свои штаб-квартиры. А это, в том числе, и материально финансовый результат.

Нам надо заняться прежде всего продвижением того, что у нас есть. Интересных творческих людей, которых у нас более чем достаточно. Это повышает статус города, привлекательность для других. Это очень важная задача для власти. Страна, край, город должны знать своих героев в самом широком смысле слова. И второе – это создание коммуникаций. Причем тонких, мягких – не надо усаживать всех за стол и просить подписать протокол. Хрупкие люди – творцы. Они вообще не любят когда кто-то ими командует.

АНО, КМНС и культурный хаб

Среди креативных итогов, озвученных во время интервью — создание АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий», подготовка к открытию в регионе местного представительства Президентского фонда культурных инициатив и учреждение Фонда поддержки регионального кинематографа. Красноярский край начал первым среди регионов проектировать Центр кастомизации устойчивой моды и дизайна — новая модель поддержки индустрии. И это только начало. А что дальше?

У нас появилось АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий», где представлены разные отрасли классических в европейском понимании креативных структур. И, в том числе, производственных. В АНО присутствуют представители министерства сельского хозяйства, энергетики, угольщики и так далее.

Кроме того, у нас появилось культурное пространство Каменка. Мы немножко его ухудшили к сожалению за счет излишне качественного ремонта и того, что после этого ремонта ребята, в основном молодежь, лишились кухни, где они готовят, общаются и тоже творят.

На президиуме, когда был объявлен год Культуры, я начал ставить задачи министру культуры. Один из вопросов — почему мы не объединяем творчество коренных малочисленных народов Севера (КМНС) – резьбу по дереву, и другие их национальные виды творчества с нашими промышленными возможностями. Например, Красноярский завод цветных металлов, где была «ювелирка». Или у нас есть великолепные специалисты, которые изготавливают ту же самую деревянную мебель. Почему не привнести туда эвенкийские узоры или что-то в этом духе.

И мы будем делать Поздеев-центр, который, на наш взгляд, станет неким хабом в области искусства применительно к Сибири в целом. Это будет хороший интересный объект.

Спасибо Игорю Башкатову, он открыл «Квадрат» (арт-пространство, — прим.). У нас в 300 метрах от моего офиса находится это удивительное, самобытное, брутальное заведение. Я там ни разу не был, и когда я пришел, не помню уже по какому поводу, увидел целый мир. Целый мир! Когда один из собственников этого здания был вынужден его продавать, и, может быть, оно стало бы одним из очередных торговых центров. Поэтому наша роль – власти – заключилась в том, чтобы выкупить эту долю и отдать им, чтобы они жили там, как живут. А, может быть, чуть-чуть лучше. Мы там сделаем шоурум, сделаем его более привлекательным.

А что касается денег, это важно конечно. Но я вспоминаю Шукшина (Василий Шукшин, кинорежиссер – прим. ред.), который сказал, что не в деньгах счастье, а потом подумал, и добавил: «А когда они есть». Поэтому минимум должен быть в том числе и у творцов.

Юбилей Красноярска. Масштабы

— Скоро юбилей Красноярска. Что готовит край по этому поводу? Что планируете интересного и особенного из креативного сектора?

— Вы меня врасплох застали, мы столько думали о городе и о 400-летии, что даже трудно вычленить что-то самое главное. О юбилее города мы всерьез задумались в середине Универсиады. Нам бы хотелось, прежде всего, создать больше красивых знаковых мест в городской среде. Это не только объекты капитального строительства – метро, детская краевая больница и другое. Но и серьезно преобразить остров Татышев. Нам просто судьба подарила уникальное место в центре города – 600 гектаров, которые мы постепенно осваиваем. Опять я тут смотрю на Башкатова, укоризненно, поскольку он очень тщательно относится к своим результатам и поэтому иногда есть проблемы с темпом. Но именно Башкатов – это, соответственно, остров Татышев прежде всего.

Хочется сделать Красноярск очень привлекательным с точки зрения экологических достижений. Кто-то из политтехнологических соображений вбросил термин «черное небо» и часто им пользуется. Я думаю, это явный перебор. Сегодня Красноярск уже стоит на границе, чтобы стать городом-экопарком. У нас есть свои Столбы, мы дадим этому свое обрамление. У нас появляется Юдинская долина. У нас впервые, от Екатеринбурга до Владивостока, единственный гольф высокого уровня. Скоро появится плодово-ягодная станция – рекреационная зона и центр репродукции очень интересных для края растений. Будет и конно-спортивный клуб, которого в Красноярске не хватает. Перечень объектов, которые сделают Красноярск зеленым, привлекательным городом для всех, кто там живем и тех, кто туда приезжает – важнейшая и серьезная задача.

Напоследок о СФУ

СФУ, я считаю, магнит для молодежи – это очевидно сегодня. И поэтому дальнейшее продвижение СФУ и всего, что с ним связано, тоже наша городская задача.

Мы сделали большой шаг – создали в СФУ Институт города. Это площадка, где общаются архитекторы, дизайнеры и другие творческие личности. Это не какая-то бюрократическая институция, это место встреч. И применительно к Красноярским проектам и к общественным пространствам за пределами самого Красноярска развитие такого рода коммуникационных площадок, я думаю, тоже предопределит наше светлое будущее.

Для справки

С 7 по 10 июля в парке Горького проходит третий форум «Российская креативная неделя» (Russian Creative Week, RCW) — ключевое событие в сфере креативных индустрий. В пространстве Форума работают 8 тематических площадок, в которых участвуют представители 14 креативных отраслей.


Сейчас на главной