О выборах и не только
15 апреля в Красноярском крае впервые пройдут выборы в Законодательное собрание объединённого региона. Работать на них будет временная избирательная комиссия (ВИК), руководит которой Константин Бочаров. О том, как ВИК готовится к выборам, глава комиссии рассказал корреспонденту «Пресс-Лайна».
— Константин Анатольевич, как в связи с изменением выборных правил могут измениться стратегии и тактики политических сил? Проще или сложнее в этих условиях работать избиркому?
— На выборах избирком будет работать в штатном режиме. Впервые на территории Красноярского края для выборов по пропорциональной избирательной системе будет применена система закрытых списков кандидатов с разделением указанных списков на региональные части. Согласно требованиям Положения о выборах, краевой список кандидатов должен включать в себя общекраевую часть, а также должен быть разбит на три региональные группы кандидатов. Каждая региональная группа краевого списка кандидатов должна включать не менее трех кандидатов, а общекраевая часть краевого списка кандидатов — не более трех кандидатов, не входящих в указанные региональные группы. Кандидат может упоминаться в краевом списке кандидатов только один раз.
Если ранее, при проведении выборов в краевой парламент, очередность получения мандата внутри списка кандидатов определялась исключительно избирательным объединением (в порядке очередности включения в единый список кандидатов), то при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Красноярского края первого созыва эта очередность будет зависеть и от поддержки избирателей. В частности, депутатские мандаты, полученные краевым списком кандидатов, распределяются между региональными группами краевого списка кандидатов в зависимости от числа голосов избирателей, поданных за региональные группы краевого списка кандидатов на соответствующих территориях.
Следует отметить, что Положением о выборах депутатов Законодательного собрания Красноярского края первого созыва значительно увеличена предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, которая составляет для кандидата 5 млн. рублей, для избирательного объединения — 100 млн рублей. Поэтому партиям и кандидатам необходимо будет постараться привлечь к себе внимание жертвователей, чтобы набрать необходимую сумму для проведения предвыборной агитации.
— На выборы выделено 169 миллионов рублей. Хватит ли этих денег на кампанию, и как они будут распределяться?
— Существуют определенные статьи расходов, которые мы можем заложить в смету, определённые федеральным законодательством. Мы имеем право оплачивать компенсации членам комиссии разных уровней, вознаграждения и дополнительную оплату труда. Зарплата членам комиссии составляет порядка 70 процентов бюджета. Так, на референдуме 2005 года только на территории Красноярского края работали 16,5 тысячи человек.
Очень велики транспортные расходы. Если власти обязаны предоставить бесплатный транспорт, то ГСМ, работу водителей и т.д. мы оплачиваем из бюджета. Нередко у администрации нет свободных машин, и нам не предоставляют их. Закон дает нам право заключать договоры с водителями, имеющими собственный транспорт. Львиная доля транспортных расходов уходит на оплату полетов в труднодоступные и отдаленные местности для досрочного голосования и доставки избирательной документации. Час полёта на вертолёте стоит более 60 тысячи рублей. Мы обязаны обеспечить всем избирателям возможность проголосовать. Нередко вертолет прилетает на стойбище или на геологоразведку, где всего пять избирателей, а они отказываются голосовать — такое тоже бывало.
Большая часть бюджета идет на изготовление печатной продукции. В первую очередь это бюллетени. У нас более двух миллионов избирателей и два вида бюллетеней — по мажоритарным округам и партийным спискам. То есть меньше 4,2 миллиона бюллетеней мы не имеем права изготовить. Это около восьми миллионов рублей — бумага, краска, защита и т.д.
Еще у нас более 2 тысяч участковых комиссий. Для каждой из них нужно изготовить «Положение о выборах». Плюс открепительные удостоверения, информационные материалы. Также закон предусматривает обязательное размещение информационного стенда на каждом участке, где должны быть плакаты с биографией каждого кандидата, сведения об имуществе и доходах. Ну и другие расходы, в частности оплата связи, изготовление технологического оборудования. Это кабины для тайного голосования, стационарные и переносные ящики, металлические шкафы для хранения документации.
Когда мы предоставили наши расчеты в департамент финансов, то постарались учесть все расходы. Полагаю, 169 миллионов достаточно.
— В крае зарегистрировано 14 отделений политических партий. Смогут ли те, которые не имеют региональных отделений, принять участие в выборах?
— В общем перечне — 25 федеральных партий. Все они имеют право участвовать в выборах депутатов Заксобрания. Но 14 региональных отделений смогут самостоятельно выдвинуть свои списки. А те партии, у которых нет региональных отделений, должны до 13 февраля провести всероссийский съезд и утвердить на нем список своих кандидатов по Красноярскому краю. На это у них осталось не так много времени.
— Отменен порог явки. Будет ли избирком тратить деньги на рекламу выборов?
— Да, на информирование избирателей мы обязательно выделим необходимые средства. Мы будем разносить приглашения в каждую квартиру, будем использовать СМИ для разъяснения законодательства. Ну, и конечно, брифинги и пресс-конференции — люди будут обращать на это внимание. Полагаю, что и партии и кандидаты должны приложить максимум усилий для привлечения своих сторонников прийти проголосовать.
— Сможет ли, например, Михаил Ходорковский поддерживать какие-либо политические силы?
— Запрета нет, но есть ограничение — 250 тысяч рублей для каждой партии или кандидата от одного физического лица.
— А как избирком будет бороться с черными кассами?
— У нас есть контрольно-ревизионная служба, куда вошли сотрудники всех заинтересованных ведомств: ГУВД, ФСБ, налоговой инспекции, департамента финансов и т.д. Бороться с чёрными кассами довольно сложно. Это больше компетенция не избирательных комиссий, а правоохранительных органов. Обычное нарушение: заявляется тираж листовок в одну тысячу экземпляров, а печатается 100 тысяч. Чтобы доказать это, нужно собрать все 100 тысяч. Но тем не менее, были случаи, когда это доказывалось, и кандидатов снимали с выборов.
— Анатолий Быков заявил, что на выборах будут работать наблюдатели ПАСЕ. Готов ли избирком к сотрудничеству с ними, и будет ли ещё кто-то приглашен?
— Хоть ПАСЕ, хоть ООН, хоть ОБСЕ, кто угодно. Аккредитовывать международных наблюдателей — компетенция центризбиркома. Мы открыты для работы и сами настаиваем, чтобы было больше наблюдателей, чтобы потом не было претензий и недоразумений. Я уже устал отвечать на выпады политических аутсайдеров, кричащих о фальсификациях.
— Александр Вешняков недавно пообещал, что вскоре граждане смогут узнавать результаты голосования с помощью СМС. Появится ли такая система у нас?
— Нет, мы не планируем вводить такую систему. У нас мало времени, чтобы договориться с операторами сотовой связи. Я, честно говоря, не вижу особой необходимости в этом. Потому что, как показал опыт октябрьских выборов, этим пользуются единицы. Тем более что весь ход голосования будет отображаться, как обычно, у нас в пресс-центре. Так что пока этого нет, как и электронного голосования. Будем голосовать по-старому — путем опускания бюллетеня в урну и подсчитывать голоса вручную. Но все же, если бы все урны участки были оборудованы электронными счётными системами, было бы идеально. Но, к сожалению, во-первых, нам этого не позволяет законодательство, а во-вторых, это очень дорого: одна машина стоит около 1 тысячи долларов.
Беседовал Станислав Казаченко.