«Социальная ответственность бизнеса: зарплата «в конвертах»
— Власти края на протяжении последних четырех лет активно борются за легализацию заработной платы во всех секторах экономики. Насколько актуальна проблема сегодня?
— По оценкам экспертов объем сокрытой заработной платы в России составляет ≈15% от общего фонда заработной платы. Для Красноярского края это 25,5 млрд рублей. В том числе в оптовой и розничной торговле 8,9 млрд. рублей, строительстве — 5,8 млрд рублей, транспорте — 4,1 млрд рублей.
Оценивая итоги работы за 2006 год, необходимо отметить, что на заседаниях краевой комиссии, соответствующих комиссий при органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края и в налоговых органах рассмотрены дела 12 тысяч 885 юридических лиц и работодателей — физических лиц, выплачивавших на 1 января 2006 года заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного для соответствующих групп территорий.
Одним из источников информации об уровне среднемесячной заработной платы в конкретных организациях и у работодателей — физических лиц стала база данных агентства социальной защиты населения администрации края о работниках внебюджетного сектора экономики края, которые при обращении за начислением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг представили документы о заработной плате ниже 4000 рублей.
Анализ уровня заработной платы получателей жилищных субсидий (работников внебюджетного сектора экономики) по состоянию на 1 января 2006 года и 1 января 2007 года показал, что доля работников внебюджетного сектора экономики, обратившихся за начислением жилищной субсидии с официальной заработной платой менее 4000 рублей, в общем количестве получателей субсидий сократилась на 14,9 процента.
Темпы экономического роста, динамика развития малого бизнеса, уровень государственной поддержки бизнеса позволяют с уверенностью говорить о том, что в ходе работы будут согласованы интересы власти, работодателей и работников в части выплате достойной заработной платы во внебюджетном секторе экономики края.
— А чем рискует человек, соглашаясь получать зарплату «в конверте»?
Наемный работник становится не только соучастником налогового преступления, но и значительно сокращает перечень гарантированных ему государством социальных выплат.
Отмечу, что практически все виды страхового обеспечения работающих граждан поставлены в зависимость от официального уровня заработной платы.
Например, пособие по временной трудоспособности, пособие по беременности и родам, страховое обеспечение в случае получения производственной травмы или профзаболевания рассчитывается, исходя из размера официальной заработной платы.
Трудовая пенсия также рассчитывается в зависимости от суммы страховых взносов, исчисленных от заработной платы и поступивших в Пенсионный фонд.
Работник не может в полной мере воспользоваться возможностью получить ипотечный, денежный или товарный кредит в банке на выгодных условиях, поскольку кредитным учреждениям нужна уверенность в платежеспособности заемщика.
Кроме того, он не сможет документально подтвердить свою правоту в случае нарушения в отношении него трудового законодательства.
— Можно ли сказать, что подавляющая часть предпринимателей края готова выплачивать своим работникам официальную заработную плату?
69,3% от общего количества приглашенных на заседания комиссий (8 тысяч 933 налогоплательщика) повысили заработную плату до величины прожиточного минимума трудоспособного населения и выше. Это, бесспорно, свидетельствует о наличии дополнительных ресурсов для увеличения уровня заработной платы.
По итогам 2006 года дополнительные поступления налогов, напрямую зависящих от официальной заработной платы (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) увеличились на общую сумму 376,0 млн. рублей, в том числе налог на доходы физических лиц — 132,9 млн рублей. Средства от дополнительных налоговых поступлений могут быть направлены на развитие отраслей социальной сферы, строительство объектов инфраструктуры, государственную поддержку законопослушных предпринимателей.
Что будет сделано в этом году на уровне краевой власти для повышения социальной ответственности бизнеса? Поддерживает ли сам бизнес эти инициативы?
В 2007 году работа по легализации «теневой» заработной платы будет иметь отраслевую направленность, т.е. ориентировать работодателей на установление официально выплачиваемой заработной платы, соответствующей показателям финансово-хозяйственной деятельности, на уровне средней по соответствующему виду экономической деятельности.
Прогнозируется, что в результате проводимой работы общий фонд заработной платы в 2007 году увеличится на 1,2 млрд рублей, дополнительное поступление налога на доходы физических лиц при этом составит 144,6 млн рублей.
В целях повышения эффективности взаимодействия всех органов исполнительной власти края, налоговых органов, органов местного управления в работе по выводу заработной платы «из тени» принято решение о разработке Порядка обмена информацией между указанными органами.
Кроме того, важным инструментом в проводимой работе мы считаем взаимодействие органов государственной власти, контрольно-надзорных органов, внебюджетных фондов, общественных объединений по информированию работников о видах и размерах социальных гарантий, получаемых в случае легализации трудовых отношений и заработной платы, а также об обязанностях работодателей в части страхового обеспечения наемных работников.
Как выглядит Красноярский край в сфере легализации заработной платы на фоне других регионов страны, догнали ли мы Москву, Санкт-Петербург, Тюмень?
Совет администрации края уделяет большое внимание формированию цивилизованных трудовых отношений на территории края. Красноярский край по уровню среднемесячной заработной платы занимает 1-е место среди субъектов Сибирского федерального округа (среднемесячная зарплата за 2006 год составила 12 тысяч 454 рубля).