Виктор Спрогис: «Российский рынок для «Норильского никеля» – стратегический приоритет»
- 2009 год был не совсем обычным для нас. Это был первый год, когда ситуация в мире и в нашей компании была крайне нервной. Часто пессимизм оказывался сильнее реалий. Однако в целом, к чести нашей компании, негативные явления не затронули нас ни с точки зрения объемов производства, ни с точки зрения объемов сбыта.
Наверное, кризис в какой-то степени явился моментом истины, когда мы на практике испытали, насколько системно ведется работа в компании. Задачи, стоявшие перед «Норильским никелем» в 2009 году, в целом не отличались от задач прошлых периодов. В области сбыта — это реализация 100 процентов продукции по ценам, максимально близким к мировым. Задачи по всем металлам, выпускаемым компанией, были выполнены и даже перевыполнены. Мы довольны 2009 годом и тем, что наши люди в непростых экономических условиях для сбыта, проявили себя настоящими профессионалами, заинтересованными в высоком результате.
- Виктор Евгеньевич, а какие процессы сегодня происходят на мировых рынках? Насколько значимо для компании азиатское направление продаж металлов?
- В мире происходят определенные процессы, которые мы, безусловно, не можем игнорировать. Более того, мы должны быть к ним готовы. Если говорить о нашей основной продукции — никеле, то в 2009 году было только два растущих рынка: Китай и Индия. Напомню, что для компании основной зоной сбыта является Европа. Объясняется это просто. Это самый близкий к нам рынок с точки зрения географии. Соответственно, расходы на доставку продукции являются минимальными. Однако, мы представлены и на американском, и азиатском рынках. В 2009 году поработали более «плотно» на данных рынках и сохранили положительную динамику. В частности, в Китае продажи выросли в два раза — с 30 до 60 тысяч тонн. В Индии на нашу долю уже приходится 30 процентов потребляемого этой страной никеля. Достигнутые рубежи являются для нас комфортными. И мы постараемся в 2010 году их сохранить.
- Как вы оцениваете перспективы на мировом рынке такого металла, как палладий?
- На долю компании сегодня приходится около 40 процентов мирового производства палладия. Исходя из человеческой логики, понять перспективы это металла достаточно легко. У нас по сути три драгоценных металла — золото, платина и палладий. Мы прекрасно видим, на каких ценовых уровнях они находятся. Могу сказать, что у палладия довольно большой потенциал роста. С точки зрения выручки компании этот металл можно назвать одним из самых перспективных. Являясь крупнейшим производителем палладия в мире, мы заинтересованы в том, чтобы его выпуск и потребление увеличивалось. У компании есть понятные планы и достаточно много оптимизма в части их выполнения. Мы надеемся, что в 2010 и последующие годы параметры рынка палладия, в том числе и с нашим участием, улучшатся. А это обязательно скажется на показателях компании.
- Что вы можете сказать о ситуации на российском рынке металлов? Как она будет меняться?
- Российский рынок является для нас стратегическим приоритетом по всей номенклатуре продукции. Так, потребление меди в России достаточно велико: до 20-25 процентов производства компании. Сбыт никеля зависит от производства нержавеющей стали. Он пока относительно не велик. Тем не менее, рынок стабилен. Объемы потребления в России в ближайшее время будут зависеть от динамики промышленного производства в стране. Так что перспективы есть.
СПРАВКА:
Виктор Евгеньевич Спрогис родился в 1961 году.
В 1984 году с отличием окончил Московский государственный технический университет имени Баумана по специальности «Системы автоматизированного управления».
С 2000 года по 2001 год занимал должность первого заместителя генерального директора ОАО «Разноимпорт».
С 2001 года по 2005 год занимал должности заместителя генерального директора по сбыту, заместителя генерального директора — руководителя Сбытового отраслевого комплекса ОАО «ГМК «Норильский никель».
С 2005 года является заместителем генерального директора, членом правления ОАО «ГМК «Норильский никель».