В Туве так и не учрежден институт по защите прав человека
Закон «Об Уполномоченном по правам человека» был разработан еще Верховным Хуралом второго созыва в марте 2002 года. Как напомнили «Пресс-Лайну» в пресс-службе Законодательной палаты Великого хурала (парламента) Тувы, нынешний, первый, созыв депутатов Законодательной палаты Великого хурала доработал закон с учетом изменений в российском законодательстве и общественном строе и принял его в декабре прошлого года. Палата представителей отклонила закон, по мнению профильного комитета палаты, по несущественным причинам. После возврата закона палатой представителей нижняя палата преодолела вето коллег из верхней палаты и передала закон для подписания председателю правительства РТ.
Закон не нашел поддержки и у Шериг-оола Ооржака: был сделан ряд замечаний, с которыми члены комитета по законодательству и конституционному строительству отчасти согласились. Поправку председателя правительства о его единоличном праве на внесение кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека по РТ комитет решил оставить на усмотрение сессии. В принятом Законодательной палатой варианте закона таким правом наделяются председатель правительства, председатель Законодательной палаты, депутаты обеих палат Великого хурала, депутатские объединения палат Великого хурала и депутат Государственной Думы от Тувы.
Позицию главы правительства депутаты расценили как нарушение принципов демократии и ущемление прав представителей параллельной ветви власти. Кроме того, такого прецедента нигде в стране нет. В мировой практике также не наблюдается примеров, когда Уполномоченный по защите прав человека представлялся исполнительной властью. Депутаты отметили, что 70 процентов случаев нарушения прав человека допускаются именно исполнительной властью, остальные 30 – правоохранительными органами. Соглашаться на право единоличного представления многие депутаты не хотели принципиально. Закон отклонен и возвращен для дальнейшей работы в профильный комитет.