Красноярец пожаловался Дмитрию Медведеву на рекламу «Газпрома»
Как рассказал замруководителя красноярского УФАС Олег Харченко, письмо направлено на имя Дмитрия Медведева, как председателя партии «Единая Россия». Речь в нем идет о рекламном ролике газовой компании со слоганом «Газпром — народное достояние».
Именно слова о национальном достоянии и возмутили красноярца, да и не только, судя по тексту письма, его.
«Меня, и многих моих знакомых, возмущает реклама на телевидении «Газ, народное достояние», — обращается мужчина к Дмитрию Медведеву. — За газ платим сумасшедшие деньги (за свое достояние), а кто-то получает миллионные доходы за продажу так называемого достояния народа.
Уберите, пожалуйста, эту антинародную рекламу».
«В общем, песня», — подытожил Олег Харченко. Эксперты между тем начали выяснять, какое именно нарушение усмотрел автор письма в видео, и «корреспондирует ли ролик вообще каким-то образом с законом о рекламе». Дальнейшие споры разделили участников заседания: кто-то был ярым противником как представленного ролика, так и «Газпрома» в целом, кто-то, хоть и признался, что слоган плохой, но нарушений в рекламе не увидел.
«Я уже неоднократно поднимала этот вопрос, что достояние-то достояние, а все время цена повышается. Раз называют достоянием, то должны как-то думать о народе», — первой взяла слово член «Ассоциации православных инвалидов» Валентина Зыкова.
С ней согласилась эксперт Александра Лылина, по мнению которой газпромовский ролик следует считать недостоверной рекламой. Лылина сообщила, что перед заседанием «поинтересовалась у интернета» значением слова «достояние».
«»Достояние — это имущество собственное, безраздельно принадлежащее кому-то», — процитировала она. — Естественно, если мы платим за достояние какие-то деньги, то есть нам его продают, то оно никак не может быть нашим достоянием».
Из зала ей возразили, что это не означает, что «достояние не может передаваться на платной основе».
Лылина согласилась, что, наверное, все же может, но от своей позиции не отступила. Она привела в пример практику, применяемую по отношению к алеутам на Аляске и жителям Объединенных арабских эмиратов. «Там, если человек родился, он сразу на счет получает какие-то суммы денег. Им British Petroleum выплачивает каждому за то, что пользуется его народным достоянием», — поведала Лылина.
— Газ может являться достоянием, но мы же платим не за газ, а за обработку, за передачу и так далее, — размышлял кто-то из членов совета.
— А обогащается с этого 1% нашего населения, — резко выразили свое мнение с задних рядов.
Дискуссия постепенно, по выражению Харченко, взлетела на «высокие орбиты».
«Давайте откроем Конституцию РФ, — предложил Борис Шишкин из агентства «РБС». — Там все написано относительно места народа в государственной концепции: власть принадлежит народу. «Газпром» — федеральная компания, соответственно, она сама является народным достоянием. Народ в данном случае взят в самом широком понимании. Если брать этот срез, то действительно, реклама недостоверная, потому что далеко не всем членам народа принадлежит «Газпром».
Исключить, что «Газпром» работает на российское государство, я не могу. Налоги, наверное, все-тки платятся. Потому как ходит по улицам милиция, работают школы и так далее. В том числе за счет налоговых поступлений от «Газпрома», которые берутся за наше достояние. Хорошо это или плохо — это не предмет нашего сегодняшнего обсуждения. Поэтому утверждать, что эта надпись не достоверна, к сожалению, нельзя, хотя она мне и не нравится».
Последней по теме выступила самая ярая противница ролика, своего имени не назвавшая. Она признала, что запрос с жалобой «немного не по адресу». «Он пришел в «Единую Россию», она и должна отвечать», — посчитала выступавшая. Но вместе с тем, эта реклама имеет и «какое-то социальное значение», то есть «провоцирует на какие-то действия».
— На какое действие провоцирует сейчас она? На возмущение. Потому что большинство народа, когда на это смотрят, сразу вспоминают, что и газ повышается в цене, и бензин, и образование у нас уже отменили и прочее. Я хочу, чтобы «Единая Россия» это услышала, — призывала она.
Олег Харченко посчитал, что дискуссия на этом исчерпана и предложил голосовать за то, есть ли в ролике нарушения или нет. По итогам голосования большинство экспертов нарушений в ролике не увидело.
— Ну и голосуйте дальше, народ до революции так и доведете своей рекламой, — сказала последнее слово не назвавшаяся противница ролика.