НОН-СТОП: Да-а! Были фильмы в наше время
«Сталинград» удивил. Во-первых, тем, что это не оказалось русской (подчеркиваю) «развесистой клюквой», во-вторых, что в кои-то веки наше кино можно спокойно показывать на Западе, так как оно будет вполне конкурентоспособно. Конечно, сейчас куча народа будет вопить, что это «дурдом», «так не было», «правды жизни ни на грамм», это не Озеров и уж тем более, не «В окопах Сталинграда». Ваша правда! Только при всем уважении к Юрию Озерову, создавшему, на мой взгляд, беспрецедентную эпопею о Великой войне, фильм Бондарчука он — иной. Из другого времени. Это как до сих пор нескончаемые споры, кто лучше играл в футбол, Пеле или Марадона. Или ныне Месси! Мы, конечно, гордимся, что лучший вратарь мира — это навсегда Лев Яшин. Но чем хуже Замора и Планичка (дояшинский период) или Шмейхель с Дзоффом (послеяшинский период). Не говоря уж о том, что это лучшие вратари прошлого века, а в нынешнем есть Касильяс и Буффон.
Ничего плохого нет и в том, что фильм снят по-голливудски. В конце концов, должны же мы показать проклятым капиталистам, что в киноиндустрии мы уже перестали «хлебать щи лаптем» и кое-что тоже умеем. Особенно фильмы про войну. Последние лет 15 американцы настолько увлеклись «чудесно-спецэффектным» кинематографом (волшебники в круглых очках, морские чуваки под черным флагом, ходячие трансформаторы…), что из репертуара напрочь исчезли фильмы «большого стиля» (в духе как раз Озерова), игравшие в 60-80 годах большую и принципиальную роль не только на американских экранах. «Самый длинный день», «Тора! Тора! Тора!», «Мост через реку Квай», «Паттон», «Битва за Анцио». Последними, думается, были «Пёрл-Харбор» Майкла Бэй 2001 года и почти «незаметная» дилогия Клинта Иствуда о войне с японцами («Письма с Иводзимы» и «Флаги наших отцов) 2006-го. Несмотря на весь свой ура-патриотизм, кособокий взгляд на Вторую мировую войну (которую выиграли штатовцы и их союзники), они, тем не менее, несли на себе и какой-то гуманистический позыв, показывая, что война — это страшно, и не давая каждому следующему поколению забывать о том, ЧТО это было.
У нас, несмотря на то, что есть День Победы, и каждый год к нему выходят новые фильмы или сериалы, также давненько ничего не снимали в «большом стиле». В «малом» же, все настолько «обругивается»… и не только ветеранами, что, думается, лучше бы взяли перерыв, что ли, провели «работу над ошибками», а уж потом… Нет! Как однобокие сериалы про «войнушку» выходили, так и выходят. Подрастающее поколение на них в основном и ориентируется, да еще на видеоигры, типа «Call of Duty», «Brothers in Arms», «Medal of Honor»… Все бы ничего, но как некоторые уже не знают, кто такой Ленин, так и про Сталинград не слышали. А про войну знают, что мы здорово помогли Америке, которая ее и выиграла.
У Бондарчука, при всех недостатках его фильма (которых, в общем-то, хватает), есть главное — это искренняя картина про один из самых драматичных моментов в нашей истории. А уж как снято, это другой вопрос. Многие, кстати, думали, будет гораздо хуже. Так как режиссер свалил в кучу все, что можно и… не можно. Для ветеранов — моменты «лейтенантской прозы» и заимствованная «несгибаемая Красная армия» из старых советских фильмов про ВОВ. Для молодежи — обучения снайперской стрельбе, как в «Леоне», сражения, как в World of Tanks (большие) или «300 спартанцев» (маленькие). И, даже есть закадровый голос, выдающий биографические данные, как в «Семнадцати мгновениях весны»… Плюс, видимо, специально для Голливуда — немного эротики и черного юмора. В общем, как в Греции… Другое дело, что тут, как в солянке, если все ингредиенты правильные, то кушаешь с удовольствием, если не совсем — морщишься, но тоже ешь, если совсем все неправильно, лучше выбросить. В США уже оценили — фильм попал в Лонг-Лист «Оскара». Нашему зрителю, конечно, не все придется по душе, но в отличие от опуса Никиты Михалкова, поверьте, это действительно хороший фильм.
В отличие от военного блокбастера, который товар штучный и появляется «раз в пятилетку», на наших экранах продолжается наплыв сомнительных комедий отечественного разлива. В которых последнее время «блистает» Сергей Светлаков. Который сейчас прямо нарасхват — прямо Гоша Куценко 10-летней давности.
Итак, на экранах «Горько!».
Рома и Наташа, живущие в Геленджике, собрались пожениться, но их взгляды на торжество принципиально расходятся с со взглядами родителей, запланировавших для них пышное действо. В итоге молодежь решает устроить две свадьбы: сначала поплясать в ресторане, а затем улизнуть на закрытую церемонию на берегу моря.
По трогательности и душевности фильм, конечно, хорош (даже не хуже «Моей большой толстой греческой свадьбы»), однако, по сути, состоит из анекдотов про все свадьбы вместе взятые, что крайне роднит его с «Особенностями национальной…». В принципе, поставь сюда хотя бы пару актеров «оттуда» и получилось бы «Особенности национальной свадьбы». Кстати, как раз Светлакова можно было бы и заменить, так как его участие, в лучшем случае, расширенное камео, хотя везде он подается в «главной роли». Чего не отнять, так это то, что фильм действительно смешной: куча реплик — потенциально крылаты. Только вот хватит ли этого для зрительского внимания. Хотя… смешная комедия на наших экранах… уже прогресс. В отличие от кучи последних, только объявляющих себя такими.
Кстати, Жора Крыжовников, который режиссер, — это псевдоним Андрея Першина, который как раз вполне реально женат на исполнительнице главной роли Юлии Александровой.
«Зарубежка» у нас представлена несколькими не шедеврами, но вполне добротными фильмами, причем, что ценно, — разных жанров.
Правда, определить жанр картины «Ведьмы из Сугаррамурди» довольно трудновато. Вот еще один типичный мэш-ап: на этот раз из комедии, ужасов, триллера и драмы. Но это ж испанцы, чего с них возьмешь. Скорее получилось что-то вроде комедийного колдовского триллера.
Итак, трое незадачливых воришек попадают в заколдованный город, где на протяжении веков правят бал коварные ведьмы. Задача героев проста — уйти живыми, что не так-то просто — ведьмы за пару лет тааак соскучились по мужикам…
В целом картина испанского режиссера Алекса де ла Иглесиа довольно развлекательна и динамична, полна уморительных гэгов и шуток (неслучайно она получила приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто). Это своего рода фантазия на тему восстания и прихода к власти женщины, питающейся мужской плотью и воспевающей все пороки мира. Правда, жутко неровная. Если первая половина оригинальна, то вторая уже «загромождается» различными «трючками» и пошловатым юмором. Правда, смотреть все равно интересно, так как испанцы (в кои-то веки!) сняли действительно нечто достойное. Куда выше пошибом, скажем, всяких «Очень эпических кино» и продолжений «Страшного», и где-то на уровне «Голого пистолета» и первого «Очень страшного кино». В основном, как раз за счет юмора, который в фильме необычен тем, что это юмор во всей его ипостаси, так сказать, от «сортирного» до тонкого, от «петросянистого» до КВНистого. И, кстати, непонятно кто решил «двигать» фильм как нечто криминальное в духе Тарантино. Боже упаси! Это ж чистейший испанский плагиат «От заката до рассвета» Родригеса (преступники, убегая от полиции, оказываются в злачном месте, и «сатана там правит бал»), отличие лишь в местных деталях.
В общем, своеобразное кино, но «веселенькое». Недаром народ на него «пошел». В Испании так оно вообще по сборам уступает пока только «Гравитации», а уж какую толкучку устроили на премьере в Москве…!!! Особенно лица прекрасного пола, когда узнали, что представлять фильм придет сам красавчик Марио Касас — звезда «Три метра над уровнем неба» и новый кумир не только испанских девушек.
Кстати, Сугаррамурди — реально существующая в Испании деревушка, где инквизиция судила за колдовство 40 женщин, 12 из которых были сожжены на костре. Так что…
Рон Ховард — режиссер известный. Мы и «Аполлон-13» оценили и «Игры разума». Сказку про Гринча и конспирологические экранизации Дэна Брауна. Каждые пару лет он очень удачно «меняет тему». В 2013 настал черед «лихорадки на белой полосе». Его новый фильм называется «Гонка» и повествует об одних из самых драматичных противостояний в мире «Формулы-1». Нет! Это не Айртон Сенна и Ален Прост в 1988-90. Это про «первых» грубиянов — Ники Лауду и Джеймса Ханта и их противостоянии 1976 года, когда всего очко по итогам сезона выиграл… (кто — посмотрите кино!)
Последнее время настоящего кино об автоспорте, по сути, не было. После провального «Гонщика» Сталлоне, Голливуд не очень-то жаловал эту тему, предпочитая дурацкие комедии, вроде «Рикки Бобби — король дороги», или приключенческие боевики, как «Форсажи». А уж о «Формуле-1» так и вообще, по сути, ничего не было снято после классического «Большого приза». Правда, Сталлоне как раз писал сценарий об этих гонках, но чего-то там ему не разрешили (так что, кто знает, что получилось бы…) и он снял «Гонщика» про NASCAR.
У Ховарда же в начале 2011 года окончательно заглох проект по «Темной башне» Стивена Кинга, и когда ему предложили «шабашку» про гонки, он очень удивился, так как не был их фанатом. Зато фанатом был его боооольшой приятель, некто Джордж Лукас (тоже, вроде как, режиссер), который «подтянул» его по этой части. Причем до такой степени, что Ховард сел переписывать сценарий. Студия Cross Creek, которая решила снимать фильм, — независимая и 120-миллионный бюджет картины просто не потянула бы. В сценарии все конечно было здорово, красиво, «автомобильно», но дорого. Ховард поступил просто: выбросил «красивости», вычленив лишь историю о противостоянии двух мужественных парней, которые гоняют на сумасшедших скоростях и готовы умереть, но выиграть. Надо сказать еще и о «времени». 70-е были годами расцвета «Формулы-1», а уж те, кто там ездил… Они стояли где-то почти на уровне «Роллинг Стоунз», Аля Пачино (который и сам сыграл гонщика в картине «Бобби Дирфилд», она же «Жизнь взаймы») или Джека Николсона. В общем, были этакие не рок, а авто-звезды. Лауда, Брэбхем, Джеки Стюарт, Фиттипальди…
Ники Лауда в начале сезона считался абсолютным фаворитом чемпионата. Особенно после перехода Эмерсона Фиттипальди из McLaren в Fittipaldi. На его место берут молодого и перспективного Джеймса Ханта. Б?льшую часть сезона Лауда проводит лидером, однако его авария на Гран-при Германии резко сокращает его шансы на чемпионство. Однако, несмотря на полученные травмы, Лауда возвращается за руль и снова вступает в спор за титул…
Хант был олицетворением того поколения пилотов, которые жили «на грани» и гоняли так, что… Неудивительно, что эта эпоха сопровождалась множеством аварий и даже смертей. Лауда же наоборот стал предвестником академического подхода к гонке, продолженного затем Аленом Простом. Из Ханта же, если так можно выразиться, «вырос» великий Сенна. Плейбой, проживающий каждый день как последний, и холодный расчетливый педант. Кто же победит?
Ховард немного удивил выбором исполнителей главных ролей. Британца Ханта сыграл австралиец Крис Хемсворт, а австралийца Лауду — немец Даниэль Брюль. Его кандидатуру пролоббировал автор сценария Питер Морган, сочинявший сюжет, как раз под него. Ну а Хемсворта, как выяснилось, режиссер заприметил еще на подготовках к «Темной башне», оценив его мужественность и харизматичность. Кроме того, актер — вылитый Хант в молодости. Поэтому, когда после «Мстителей» у Криса выдалось «окошко», он тут же был рекрутирован Ховардом. Правда, консультироваться с прототипом Хемсворт, увы, не мог — Хант умер в 1993 в возрасте 45 лет. Зато Брюль запросто звонил Лауде по любому поводу, типа, как правильно надевать перчатки, или с какой стороны подходить к машине. Дело было еще и в том, что, хотя оба и водили машины, ездить и ездить на больших скоростях — это немного разные вещи, а большой любитель «правдивости» Ховард предпочитал, где возможно, обходиться без дублеров.
Съемки проводились как на действующих автодромах, так и на трассах, «загримированных» под автодромы середины семидесятых. Для съемок были взяты оригинальные автомобили «Формулы-1» и рабочие копии болидов тех лет. Что получилось? Говорят, классно! Газ до упора и…
И, наконец, «Мачете убивает»! Полная родня предыдущеобозреваемому фильму. Вы спросите, в чем схожесть? Да герои — что тут, что там — просто на голову отмороженные. Перефразируя название одного известного фильма великого Сэма Пекинпа, так и хочется крикнуть: «Принесите мне голову!». А уж чью… Смотря, кто будет кричать, хорошие или плохие.
Вмешавшись в сделку между коррумпированными военными и представителями наркокартеля, Мачете теряет напарницу и попадает на крючок аж к президенту США, который хочет, чтобы Мачете отправился в Мексику и нашел там то ли наркобарона, то ли революционера Мендеса, который грозит Штатам какой-то боеголовкой. Мачете, конечно, поедет, но, как вскоре выяснится, не так, все просто.
Родригес и в этом фильме собрал превосходный актерский ансамбль, не забыв свою фирменную «фишечку» из первого. Если там главного злодея играл насквозь до этого «правильный» Стивен Сигал, то тут «плохиша» изображает такой же «правильный» Мел Гибсон. Правда, к первой части фильм относится… как современный «Форд» к своему первенцу Ford Model T 1908 года. Вроде, все основное для езды на месте, но как-то все ж не так. Это потому, что Родригес уже совсем ударился в абсурдность. И если в первой части товарищ Мачете всего лишь не эсэмесил, но зато рубил всех плохих в капусту, то во второй выяснится, что он еще и не твитит. Приглашенные звезды умирают пачками — даже наш Александр Роднянский, выступивший одним из продюсеров картины и засветившийся в камео, получает пулю в башку. Присутствует разнузданный трэш, куча сатиры, а персонажи временами несут такую «пургу», что, хочется думать… В общем, как раз не хочется. Мозги выбивает напрочь. А уж когда еще и увидишь «фальшивый» трейлер «Мачете убивает снова… в космосе»…! Что, кстати, говорят, не шутка, и триквел уже в работе.
В общем, получилось такое легонькое безумие. Как будто ты тяпнул немного экстази и запил абсентом. И… «Все стало кругом… голубым и зеленым…» И много-много кровавым. А так… прикольный фильм!
Ходите в кино!
С.Бондов
Кадры: kinopoisk.ru