НОН-СТОП: фея с рогами, 13 грехов, войнушка с соседями… вот и фильм готов!
Правда, потом ты выходишь из кинотеатра с чувством некоего недоумения. Что ты, хоть и окунулся в детство, но какое-то оно… неправильное. Как те самые елочные игрушки из анекдота, которые «не радуют». Это я, конечно, про «Малефисенту». Конечно, пригласить на главную «плохую» роль Анджелину Джоли — хорошая идея и оригинальная, но вот кто додумался взять на роль Авроры Эль Фэннинг? Во-первых, она уж точно не тянет ни на красавицу, ни на принцессу, весь фильм выглядит, как простушка-пастушка. К тому же, у Авроры был чудный голос… Кстати, если уж все кричали, какой неудачный был выбор — Кристен Стюарт на роль Белоснежки, то тут смело можно было «вопить» и топать ногами. Ну да ладно, может, это специально так сценаристы задумали. Однако после просмотра думаешь… Это ж надо, так над «Спящей красавицей» поиздеваться. Ну, сюжет «детской версии», наверное, все знают, а по-американски это примерно так…
Фея Малефисента заводит с мальчиком по имени Стефан дружбу, которая спустя годы перерастает в любовь. Однако вскоре Стефан предает Малефисенту и, отрезав ей крылья, относит их своему королю с уверениями, что убил самую могущественную фею, которая не дает людям покорить волшебные края. В благодарность за этот «подвиг» правитель делает Стефана своим преемником. Узнав об этом, оскорбленная и униженная фея замышляет месть. В день крещения принцессы Авроры, новорожденной дочери Стефана, Малефисента является в замок и накладывает на малышку нерушимое проклятие, которое должно сбыться в день ее 16-летия…
Думаю, в детстве все читали хрестоматийный вариант Шарля Перро 1697 года, а также смотрели, как диснеевский мультик 1959 года, так и нашу «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» 1951 года. Ну, кто более «продвинут», возможно, читал редакцию этой сказки братьев Гримм, смотрел балет Чайковского и знает о «парадоксе спящей красавицы» — одном из парадоксов теории вероятностей.
Диснеевский мультик вообще считается одним из самых красивых и выразительно анимированных классических западных мультфильмов, и американские девочки обожают одеваться в простые, но элегантные платья принцессы Авроры. С другой стороны, по общему мнению киноведов, у этой сказки хоть и классический, но неуклюжий и примитивный по меркам XX века сюжет: где еще главная героиня, так быстро «выключается» из действия и занимает во всем сюжете столь мало места? Кстати, это сейчас фильм 1959-го — классика, а тогда он не слишком-то прошел в прокате и чуть не угробил студию Дисней. Поэтому все на «ура» восприняли то, что будет «новое прочтение». Причем с точки зрения Малефисенты-феи, которая в оригинале предстает просто исчадьем ада. Поручено все было Линде Вулвертон — сценаристке знаменитого мульта 1991 года «Красавица и чудовище». Но… то ли порох в пороховницах отсырел, то ли идея «улучшить» с самого начала была неудачной… В итоге свою миссию Вулвертон провалила. Драматургически неуклюжая, но внутренне логичная сказка в ее руках превратилась в собрание абсурдных нескладушек.
Из-за чего весь сыр-бор в сказке? Правильно, из-за проклятия. Что обычно делают обиженные женщины, обладающие почти что неограниченным могуществом? Мстят обидчику. Ну так иди и разбирайся со Стефаном. Зачем тебе заклятие на новорожденную малышку с 16-летней отсрочкой? А вдруг сама не доживешь? Прям садизм какой-то. Особенно если учесть, что ты хорошая, добродетельная фея, а не колдунья-киллер. В итоге из обиженной женщины, которой можно посочувствовать, ты разом превращаешься в злобную социопатку, которую так и хочется… «по рогам». Со Стефаном еще «сложнее». Видимо, от того, что он стал королем, мозги «замкнуло» у человека напрочь. Где бы вы спрятали маленькую девочку от лесной (!!!) феи, которая не может прикасаться к стали? Уж, наверное, в одной из стальных башен замка под охраной в доспехах. Товарищ же отсылает ее в лес (!!!) жить с ее феями-крестными (!!!), которые вообще-то являются подданными Малефисенты. Которые, к тому же, по прихоти сценария, совершенно бессильны.
Ну и так далее… В общем, не факт, что она в Штатах сможет «отбить» свой нехилый 200-миллионный бюджет. Но ничего, «заграница им поможет». По части зрелищности тут все в порядке, так что по всему миру зрителей соберут. Опять же — Джоли… В то же время зарубежными кинокритиками была высказана мысль, что от фильма «за версту веет радикальным феминизмом на грани мужененавистничества. Присутствие мужчин в жизни главных героинь несет либо разрушительный, либо нейтрально-бесполезный характер». Ну а про ляпы можно было еще много чего написать, но надо и о хорошем. Режиссер Роберт Стромберг не зря имеет два «Оскара», как художник за «Аватар» и «Алису в стране чудес» (2010). Поэтому фильм, несмотря на все сценарные «прибамбасы», вышел стильным, со множеством эффектных кадров. Джоли в главной роли тоже нечто: зловещая фея с черными рогами и золотым сердцем. Собственно, ради нее только и можно посмотреть. Ну и самым маленьким, конечно, тоже понравится. Если они уже входят в заявленную категорию 12+.
Но, думаю, «Букашки. Приключение в долине муравьев» понравится им еще больше, потому как это нормальный, ничем не «замутненный» детский мульт (0+).
Во время очередной вылазки отряд черных лесных муравьев находит оставленную в лесу коробку с сахаром. Ее бы в муравейник! Да есть проблема: путь проходит через земли враждующих с черными красных муравьев, а те совсем не согласны просто так расставаться с удивительным угощением. По счастью, «в комплекте» с сахаром муравьишкам досталась маленькая, но изобретательная божья коровка, которая, конечно же, им поможет…
Оказывается, не только взрослые «ситкомы» иногда ужимают до пределов одного фильма и выпускают в кино. «Букашки» — как раз это самое. Подобно «Симпсонам», после многих лет по телику теперь его можно посмотреть и в кино, да еще и в 3D. Оригинальный мультсериал состоит из 151 эпизода длительностью от 5 до 26 минут и долгих 6 лет радовал детей всего мира. Теперь они на большом экране. Отсутствие диалогов, не привязанная ни к одному языку фоновая человеческая речь и бессмысленные надписи на коробках, бутылках и вывесках делают фильм универсальным и одинаково понятным зрителям любого уголка земли.
Единственный недостаток — это тебе не «Шрек» и даже не «Мадагаскар»: это действительно фильм «для маленьких». Никакого тебе морализаторства, никаких сложных выборов и непосильных дилемм. Легкость и задор, с которыми авторы показывают приключения муравьев и божьей коровки, безусловно подкупают и оставляют приятное послевкусие для взрослых, а детям дают массу возможностей обсуждать героев, играть после просмотра картины в погони и крепости, ну и время от времени задумываться об удивительном микромире, который нас окружает. Если после такого фильма ваш ребенок на природе просто так не будет букашек давить, то значит не зря фильм снимали, а вы деньги за билет отдали.
Продолжают свою беспощадную борьбу со злом люди икс. Уж сколько лет прошло, а они все борются и борются. Как мы узнаем из новой серии «Люди Икс: Дни минувшего будущего», они еще и в будущем продолжат свое правое дело. Так как им теперь и время, и пространство нипочем. Супергерои! Что с них взять!
Однако фильм ждали. Мало того, что в сюжете анонсировались перемещения во времени, а место у режиссерского пульта занял постановщик первых двух частей Брайан Сингер, так создатели обещали еще притащить на экран целую толпу новых суперских персонажей, каких еще не было (в основном, полузабытых). Поэтому ажиотаж случился тот еще! Кино вышло и тут же по сборам оставило далеко позади все предыдущие серии, а также соседей по киночартам, собрав $90,7 млн. Правда, вышедшую еще в далеком уже 2006-м «Последнюю битву» ($102,8 млн) переплюнуть не смогли. Что вполне объяснимо: в те времена они одни такие были, а теперь кинокомиксов развелось… Впрочем, новое кино тот редкий случай, когда фильм в одинаковой степени нравится и зрителям, и критикам (на сайте Rotten Tomatoes рейтинг новых «Людей Икс» достиг отметки 91%), так что можно с определенной долей уверенности спрогнозировать просто офигенную кассу. Что, собственно, и требовалось.
«Люди Икс» существуют больше полувека. За это время на страницах комиксов успело появиться несколько команд мутантов и множество новобранцев. В общей сложности, за 51 год авторы бесконечных рисованных журнальчиков наплодили около 100 мутантов с разными способностями. В США «Люди Икс» вообще яркий феномен культурной жизни. Нам-то такое не понять, да и не надо… Собственно, я это все к тому, что если уж авторы франшизы выбрали определенных товарищей из всех, влюбили в них кинообщество, то было бы просто грешно экспериментировать подлым образом на зрителях и менять их на другие лица. Чего, слава богу, и не сделали. А сделали следующее: собственно, новый фильм франшизы, по сути, являет собой трибьют всей серии. В нем 20 мутантов, каждый из которых играет мало-мальски значительную роль, несколько исторических периодов и путешествие в 1963 год, тот самый, когда был выпущен первый комикс о «Людях Икс», год убийства президента Кеннеди. Киношные эксперты, конечно, нашли парочку временных нестыковок и нелогичностей, однако сами же и признают, что все неровности сглаживаются сумасшедшим темпом повествования и красочной картинкой.
«Брайан Сингер грамотно поставил ребут, привнеся в него элемент путешествий во времени, собрав два поколения вида мутантов в историю, которая умно переключается между политическими волнениями и не таким уж отдаленным антиутопичным будущим», — прорезюмировала Variety. В общем, «Дни» — это не то холодное спецэффектное шоу, как, например, в новом человеке–пауке, а увлекательная и напряженная психологическая драма, которая порой кажется камерной и душевной, даже когда герои разносят Вашингтон. Причем, как уже говорилось, в «Высоком напряжении» и из актеров-то никого не отметишь, настолько «ходульные образы». Здесь же хочется похвалить Джекмена, МакЭвоя, Фассбендера… И, конечно, новичка цикла Эвана Питерса, играющего Ртуть. Самоуверенный юный хулиган, бегающий быстрее пуль, получился настолько обаятельным и забавным, что остается лишь пожалеть, что героя с нашей фамилией Максимов не сделали тут основным персонажем.
«13 грехов» рекомендую всем ценителям жанра. Отличный Марк Уэббер в главной роли, незатасканный сюжет, прекрасный саспенс…
Эллиота увольняют, а значит парень теряет медицинскую страховку, которая позволяла ему заботиться об умственно отсталом брате. А на носу еще и свадьба. Решение проблем приходит неожиданно в виде телефонного звонка — звонящий предлагает Эллиоту круглую сумму, если тот убьет и затем съест муху. И это только первые из тринадцати испытаний: их сложность и экстремальность будут расти, но если Эллиот выйдет из «игры» раньше времени, то он потеряет все, что выиграл до этого, и вновь окажется у разбитого корыта…
Психологические триллеры, завязанные на сложном моральном выборе, снимались всегда, но развернулись в полную силу с появлением «Пилы» — цикла, который постоянно заставлял своих персонажей выбирать между плохим и очень плохим. Этой же франшизой вдохновлялся и Чукайт Саквееракул, автор и режиссер тайского триллера «13» (2006), чей ремейк и сделали сейчас американцы. Фильм был оригинально жестким, что позволило ему получить несколько «жанровых» наград и с успехом пройти в США, пусть и на видео.
«13 грехов» же позволил себе немало вольностей (так финалы у картин принципиально отличаются), хотя в общем и целом придерживается концепции оригинала — все ж в современном мире проблемы у типичных представителей рабочего класса почти одинаковые. Очень удачен и кастинг. Марк Уэббер — актер не самый популярный, но киноманам известный: снимается аж с младых ногтей, но на первый план выходит редко. Тем ценнее его игра здесь, где он на всю катушку использует свою внешность типичного затюканного «лоха», постепенно раскрепощаясь, выпуская наружу дремлющего внутри каждого такого «лоха» демона. Плюс крепкий сценарий, отличная динамика и уже обязательное для современного триллера «море крови, гора трупов». Конечно, это не фильм года, но очень достойный представитель своего жанра хоррор-триллеров.
Ну, не ужасами едиными… Для любителей посмеяться есть «Соседи. На тропе войны» — смешная «студенческая» комедия с прекрасными актерами и хорошим по меркам жанра сценарием (в кои-то веки!).
Мак, Келли и дочка Стелла — спокойная степенная семья. Переехав в аккуратный домик с зеленой лужайкой в пригороде, они и не подозревали, что их соседом станет студенческое братство под предводительством тусовщика Тедди. Который, вроде бы, и не против уважать личное пространство соседей и не шуметь, но… Однажды Мак и Келли, раздраженные соседской пьянкой, вызывают полицию, наплевав на соседские договоренности: сначала решать проблему «по-хорошему». И Тедди этого так не оставит!
Действительно, в кои-то веки, молодежный фильм не просто сборник комедийных гэгов и скетчей, и от него не остается ощущения бездарно потраченного времени — «Соседям» есть что сказать своему зрителю. Тут нет «плохих». И понятно, что «горячие» двадцатилетние иногда не понимают, уже «успокоившихся» по жизни тридцатилетних. Зато такой конфликт позволяет авторам не скатываться к «унитазному» юмору, дабы не завести противостояние между главными героями туда, откуда вернуть симпатии зрителей будет уже непросто. Фильм по существу простой, но не примитивный. Не для дураков, а это уже большая редкость для современной американской комедии.
Впрочем, для нашей — тоже!
Ходите в кино!
С.Бондов
Кадры: kinopoisk.ru