Модернизация трамвайного парка в Красноярске откладывается
По данным муниципального предприятия «Горэлектротранс», которое обеспечивает трамвайное сообщение в Красноярске, 65 из 68 вагонов подвижного состава необходимо менять или капитально ремонтировать. Трамваи выработали свой амортизационный срок дважды — два раза по 10 лет.
О том, каким путем лучше пойти — закупать новый трамвайный парк или вложить деньги в ремонт, рассуждает генеральный директор МУП «Горэлектротранс» Владимир Болотин: «Вопрос только в том, сколько может быть выделено на эту цель денег. Новый трамвай стоит 16–17 миллионов рублей. Сделать капитальный ремонт, то есть довести до практически нового состояния один вагон, можно за 10 миллионов. Получается, что в сложившейся финансовой ситуации в городе, конечно же, экономически выгодней ремонтировать, потому что срок эксплуатации будет такой же, как у нового вагона».
Дополнительно в пользу ремонта старого подвижного состава должна была сказать поездка, которую 1 марта 2014 года заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович вместе с коллегами из Красноярского края совершил по правобережью региональной столицы на реконструированном местным электровагоноремонтным заводом трамвае. По итогам испытания этого проекта обновления старых трамваев, уверены на заводе, будет приниматься решение о полной модернизации Красноярского трамвайного парка. Стоимость реконструкции трамвая, выпущенного в 1985 году и к 2010 году пришедшему в аварийное состояние, — на 30-50 процентов ниже цены нового аналога российского или белорусского производства, заявили в пресс-службе завода.
О том, что мэрия стремится к совершенствованию и трамвайных путей, и обновлению трамвайного состава, было известно и ранее. «Если сделать трамвай современным, мы могли бы существенно упростить движение на правом берегу. Кроме того, легкорельсовый надземный трамвай можно протянуть от Авиаторов до Мичурина», — так в августе 2013 года Эдхам Акбулатов отозвался о трамвайном сообщении в интервью газете «Городские новости».
Однако, несмотря на такие многообещающие планы, а также некоторые шаги по ремонту трамвайных линий, работа в этом направлении приостановилась.
«Никаких решений на данный момент по этому поводу не существует, — дала пояснения на эту тему ИА «Пресс-Лайн» Светлана Арсентьева, пресс-секретарь департамента транспорта администрации Красноярска. — В городском бюджете нет такой строки как «ремонт подвижного состава красноярского трамвая». Если найдутся в бюджете какие-то деньги — будут ремонтировать. Не найдутся — не будут».
Однако существует и альтернативная точка зрения на бюджетные деньги. «Нельзя говорить, что в городском бюджете нет денег на трамвай — деньги есть, нет приоритета развития электротранспорта в нашем городе. К примеру, каждый надземный переход в Красноярске обходится нам более чем в 100 миллионов рублей, — подсчитал член общественного совета при министерстве соцполитики края, доцент КГПУ Александр Колотов, — и нужны эти переходы исключительно для автовладельцев, чтобы из одного конца города в другой можно было проехать, условно говоря, не за час, а за 55 минут. Эта пятиминутная экономия за сотни миллионов рублей — стоит ли она того? Нельзя ли ей пожертвовать в пользу развития современного электротранспорта в нашем городе? Для меня ответ очевиден».
Возможно, деньги на модернизацию трамвайной схемы найдутся благодаря Универсиаде, которая пройдет в Красноярске в 2019 году. После победы в конкурсе на право проведения спортивного события мирового уровня мэр города заявил: «Универсиада — это уникальный шанс, который позволит не только построить новые спортивные объекты, улучшить транспортную и социальную инфраструктуру, преобразить город новыми жилыми районами, но и открыть Красноярск всему миру, в полном смысле этого слова. Все это нужно для того, чтобы улучшить жизнь каждого красноярца». Но конкретные цифры и объекты финансирования в рамках подготовки Универсиады пока не названы.
С другой стороны, до сих пор обсуждается и генеральный план города, с которым напрямую связаны программы, подпрограммы, цели и задачи развития транспортной инфраструктуры миллионного города. В том, что в новом генплане трамвай должен сохранить и упрочить свое место у Владимира Болотина сомнений нет: «Если у нас в стране идиоты, простите, работают, они электротранспорт выкинут из города. Что в некоторых городах уже происходит. Но, например, западная Европа считает, что экология — превыше всего, поэтому опирается на электрический транспорт, потому что это, в первую очередь, экологическое средство передвижения. Если мы занимаемся коммерцией и зарабатываем на транспорте деньги, то будем развивать автобусную сеть. Если же мы думаем о людях, об экологии, то будем развивать электротранспорт. Таково мое личное мнение».
Однако пока судьбу трамвайной сети в генплане можно описать одной фразой: «Останется трамвай, который будет модернизирован, а по Октябрьскому мосту, возможно, пройдет выделенная и ограниченная от других полос линия скоростного автобуса: это позволит быстро перемещаться с одного берега на другой», — цитирует слова мэра Красноярска сайт «Дела.ру».
Павел Емельянов