Версия для печати

Красноярскому краю негде хранить археологические находки из зоны затопления БоГЭС

Красноярский край до сих пор не получил коллекцию археологических находок, на спасение которых из зоны затопления Богучанской ГЭС тратились сотни миллионов рублей, и вряд ли когда-либо получит, сообщил сегодня ИА «Пресс-Лайн» доцент Красноярского государственного педуниверситета им. В.П. Астафьева Александр Колотов.

По данным министерства культуры региона, Красноярский краевой краеведческий музей не может вместить полный объем артефактов (более миллиона объектов), но вопрос реализации проекта строительства архитектурно-этнографического музея, связанного с зоной затопления Богучанского водохранилища, в настоящее время не рассматривается — в связи с отсутствием финансовых средств.

«Сегодня в министерстве культуры Красноярского края мне подтвердили, что ситуация с богучанской археологической коллекцией остается ровно такой же, какой она была весь этот год: все спасенные артефакты находятся в Новосибирске, и передать их в Красноярск на постоянное хранение просто некуда», — поясняет Александр Колотов.

Напомним, что в 2008–2012 годах новосибирский Институт археологии и этнографии СО РАН выступал организатором аварийно-спасательных раскопок археологических объектов в зоне затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС в Кежемском муниципальном районе Красноярского края.

Работы проводились на основании разрешений (открытых листов) на право производства археологических исследований, выданных сотрудникам Института археологии и этнографии СО РАН. Финансирование мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета, заказчиком работ являлось минкультуры России, общий объем привлеченных средств составил около одного миллиарда рублей.

В 2012 году Институт археологии и этнографии СО РАН обратился в министерство культуры Красноярского края с просьбой рассмотреть возможность передачи археологических предметов, обнаруженных в результате аварийно-спасательных работ в зоне БоГЭС в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и их закрепления за государственными музеями или иными государственными учреждениями, расположенными на территории Красноярского края.

Кроме этого, Институт археологии и этнографии СО РАН настоятельно рекомендовал не дробить находки: по мнению сибирских ученых, коллекции археологических предметов, обнаруженных в результате аварийно-спасательных работ в зоне затопления водохранилища Богучанской ГЭС, должны храниться единым комплексом, что позволит в дальнейшем продолжить изучение событий, происходивших в историческом прошлом на территории Ангары, Красноярского края и Сибири в целом.

Однако на территории Красноярского края имеется только одно государственное учреждение, имеющее одновременно право хранения коллекций, являющихся составной частью государственного Музейного фонда Российской Федерации и располагающее специалистами-археологами, — Красноярский краевой краеведческий музей.

В силу того, что в результате археологических исследований в зоне затопления водохранилища Богучанской ГЭС получена значительная коллекция археологических материалов общим количеством более 1 миллиона находок, обработка и хранение такого объёма культурных ценностей силами Красноярского краевого краеведческого музея в настоящее время не представляется возможным, отмечает министерство культуры Красноярского края. Тем более что основную часть богучанских коллекций составляет так называемый «массовый материал» — отходы индустрии по производству орудий, фрагменты керамических сосудов, остеологические образцы, которые имеют большое научное значение, но, по мнению чиновников, не представляют интереса с точки зрения их экспозиционной привлекательности.

«То есть ограбление Красноярского края продолжается, — уверен Александр Колотов, который также является руководителем красноярского общественного объединения «Плотина.Нет!». — Сначала у жителей Нижнего Приангарья отняли живую реку, перегородив ее плотиной и превратив в мертвое море Богучанского водохранилища, а сейчас забрали еще и те единственны осколки ангарской истории, которые уцелели после затопления Богучанской ГЭС».


Сейчас на главной