Развитие транспортной инфраструктуры обсудят на КЭФ–2015
В последнее десятилетие рост грузооборота как между странами Азии, так и государств региона с остальным миром, стал устойчивой тенденцией. Транзитный потенциал России может стать сильным конкурентным преимуществом и позволит перераспределить потоки грузов и пассажиров в восточном полушарии. Какова проектная основа для стратегического сотрудничества России и Азии в транспортной инфраструктуре на ближайшие 15-20 лет? Как повысить эффективность транспортного сообщения между Россией и странами Азии? Эти вопросы обсудят участники группы.
Михаил Блинкин, директор института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ, делится своими ожиданиями от работы на КЭФ:
— России в широтном направлении необходимо иметь что-то похожее на сеть. Традиционно у нас есть две ниточки, которые идут с запада на восток: Байкало-Амурская магистраль и «Транссиб». Понятно, что нам нужно делать апгрейд этих базовых транспортных сооружений, снимать на них узкие места – и именно в это сейчас вкладываются деньги из Фонда национального благосостояния. Но сеть обретает устойчивость только в случае, когда она становится сетью.
У железнодорожников есть такое понятие, как полигон. Полигон предполагает некую вариативность маршрутов, переброску тех или иных грузовых вагонов с одного маршрута на другой. У нас широтная связь неудовлетворительная, если смотреть на сколь угодно серьезную перспективу. И исправить ситуацию может Северный широтный ход. Например, по Оби идет традиционный разрыв. Строительство моста между Салехардом и Лабытнанги обсуждается уже полвека, но так ничего и не появилось за это время. Вот здесь возможность, во-первых, создания полигона, то есть вариативности по отношению к Транссибу с выходом на европейскую часть России. Во-вторых, такого сорта стройки имеют гигантский антикризисный потенциал.
И в процессе строительства вовлекается чрезвычайно большая цепочка поставщиков, тем самым достигается мультипликативный эффект. И в процессе эксплуатации, как только этот объект возникает, в оборот вовлекаются не только гигантские нефтегазовые месторождения «Газпрома» и «Роснефти». Начнут разрабатываться ресурсы, на которые без дороги не придет никто и никогда. А в случае ее наличия возникнет нормальная частная инициатива: есть дорога — можно осваивать.
Мы делали достаточно детальные расчеты забалансовой грузовой базы. Балансовая — это то, что повезут действующие компании, если будет дорога. Забалансовая — чисто научные оценки, форсайт, что может случиться, если дорога появится. И мы увидели кратную разницу между балансовой и забалансовой грузовыми базами. То есть заявлено 23 млн тонн грузов в год. А c оценками объемы перевозок достигают 40 млн тонн. Такого рода проекты действительно могут сыграть важную антикризисную роль.