Город получил возможность исключить из условий торгов финансовое обеспечение заявок участниками
В начале года на фоне ухудшения экономической ситуации в Красноярске прозвучало несколько высказываний о том, что система муниципальных контрактов требует корректировки. В частности высказывались мнения, что при сохранении схемы отложенных платежей выполнение муниципальных контрактов окажется под угрозой срыва, так как не найдется желающих принять участие в торгах.
Однако, как отмечают специалисты департамента муниципального заказа, с начала года были успешно проведены несколько торгов по крупным объектам. Например, конкурс на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Жилой дом по ул. Кишиневской» на сумму 470 миллионов рублей.
Еще одним примером удачно проведенных торгов в 2015 году можно назвать аукцион на участие в ремонте объектов водно-канализационного хозяйства. Стоимость контракта оценивалась в 159 миллионов рублей. В торгах приняли участие пять претендентов. Победитель предложил 153 300 тысяч рублей, то есть городу удалось сэкономить бюджетные деньги.
При этом все контракты включают условие отсроченных платежей, уточнили в департаменте. И если подрядчик имеет собственные ресурсы, чтобы работать по такой схеме, это свидетельствует о его надежности. В ситуации с исполнением муниципальных контактов особое значение имеет именно привлечение квалифицированных и надежных поставщиков, которые смогут качественно и в срок исполнить все условия контакта.
Что касается несостоявшихся торгов по реконструкции части проспекта Свободного, то это особый конкурс с ограниченным участием, который проводится на технически сложном объекте. Это означает проведение предквалификации, то есть предварительной оценки заявок с точки зрения материальной базы, наличия кадровых ресурсов, необходимого оборудования. По итогам предквалификации отбираются компании, соответствующие высоким требованиям. На втором этапе конкурса среди них выявляется победитель, предложивший лучшие условия. Этот достаточно сложный механизм позволяет отсечь неквалифицированных исполнителей. Такие конкурсы проводились неоднократно, но не в области строительства. Таким образом, речь шла о первом опыте. Главным барьером послужила достаточно высокая цена контракта — 290 миллионов рублей. А точнее, требования Федерального закона № 44-ФЗ о финансовом обеспечении. Так, при подаче заявки вступительное обеспечение составляет пять процентов от суммы контракта, в данном случае более 14 миллионов рублей. А для победителя предусмотрена и вторая часть обеспечения — 30 процентов, или 87 миллионов. Как правило, участники торгов используют механизм банковской гарантии, но ситуация в банковской системе сегодня достаточно сложная.
В экономически сложных условиях механизм финансового обеспечения зачастую становится серьезным обременением. Чтобы разрешить ситуацию, Правительство Российской Федерации приняло постановление № 199 от 6 марта 2015 года «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта», позволяющее в определннных случаях полностью исключить финансовое обеспечение.
— Для нас приоритетными являются три пункта, — руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин. — Во-первых, заказчики имеют право стопроцентно исключить обеспечение для представителей малого бизнеса. Однако здесь мы ограничены предельной суммой торгов: не более 20 миллионов рублей. Что же касается крупных объектов, то постановление Правительства дает нам право исключить финансовое обеспечение для тех заказов, где не менее 30 процентов суммы оплачивается после выполнения контрактов. В-третьих, требование о применении банковского сопровождения контракта.
Однако, как подчеркнул Щербенин, администрация города не заинтересована в том, чтобы муниципальные торги стали привлекательными для фирм-рейдеров, перехватывающих заказы для перепродажи. Нулевая ставка обеспечения эффективна там, где применяются другие гарантийные механизмы. В том числе предквалификация, позволяющая отсеять недостаточно надежных претендентов, и отсрочка платежа, которая также является гарантией, что работы будут выполнены качественно.