Профессиональный стандарт учителей обсудили в Красноярске
В Красноярске 26 ноября состоялся всероссийский семинар, посвященный механизмам введения профессионального стандарта педагогов в регионе. Организаторами мероприятия стали министерство образования Красноярского края и Красноярский краевой институт повышения квалификации работников.
Напомним, в октябре 2013 года был издан приказ Минтруда РФ о введении профессионального стандарта педагога. По замыслу, работодатели должны применять его при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, а также разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Изначально приказ должен был вступить в силу с 2015 года, но позже этот срок перенесли на 2017 год.
Проректор красноярского института повышения квалификации работников Светлана Андреева отметила на семинаре, что пока идея о профстандарте педагогов воспринимается самими учителями негативно.
— По мысли учителей, стандарт ограничивает творчество, его воспринимают как дополнительную бумажную работу, волокиту — все, что угодно, но не как механизм построения профессиональной карьеры, механизма и возможности повышения собственного профессионального уровня — сказала она.
Заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Шевелев добавил, что главными противниками введения стандарта являются, как правило, две категории учителей:
— Это «рутинеры», которые вообще всегда против каких-либо перемен, а также педагоги-звезды, которые выработали свои, творческие методы и считают, что профстандарт может быть угрозой их подходу.
Однако идея введения профстандарта — не ухудшить, а улучшить ситуацию в образовании, продолжила Светлана Андреева.
По ее словам, процессы внедрения стандарта должны быть организованы на трех уровнях: краевом, муниципальном и школьном. При введении профстандарта нужно договориться, выработать некий региональный инвариант минимальных требований к педагогу, который будет действовать во всем Красноярском крае. Вариативная часть должна задаваться спецификой различных муниципалитетов и школ, которую обязательно нужно учитывать.
— Это не тривиальная задача, — сказала Светлана Андреева. — Поскольку у нас в крае нет исследований общего уровня педагогов. Поэтому плохо, если мы занизим, или, наоборот, завысим эту минимальную планку.
Предполагаемый инвариант, по ее словам, можно будет использовать на разных процедурах оценивания: при аттестации учителей, для определения системы оплаты труда, квалификационных испытаниях, а также для формирования программ дополнительного профессионального образования.
— Сейчас мы готовимся к обсуждению этого инварианта со всеми заинтересованными: это должны быть педагоги-лидеры, управленцы разного уровня, бизнес-сообщество, — подытожила проректор института.