В Красноярске обсудили гражданское образование школьников
4–5 декабря 2015 года в Красноярске состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: уклад школьной жизни как системообразующий фактор воспитания гражданственности».
Программа конференции была объединена с программой Гражданского форума Красноярского края, чтобы педагоги могли познакомиться с героями и достижениями гражданского общества, с лидерами общественных организаций края и их проектами, принять участие в мастер-классах по развитию гражданских компетенций.
Конференцию по заданию министерства образования Красноярского края организовал Красноярский краевой институт повышения квалификации.
В конференции приняли работу известные российские эксперты:
— академик Российской академии образования, директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин;
— руководитель федерального центра гражданского образования, национальный координатор по гражданскому образованию в Совете Европы Татьяна Болотина;
— проректор Академии повышения квалификации, эксперт в области развития детских общественных организаций Светлана Лесникова;
— эксперт в области государственно-общественного управления в образовании, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «Региональный центр развития образования» (Томск) Юрий Чистяков;
— ученые Сибирского федерального университета Борис Хасан, Андрей Бутенко, Лариса Новопашина, Антонида Лукина и др.
Впервые вопрос о школьном укладе, который должен связывать процессы познания и формирования ценностей у учеников, был поставлен в 1990-е годы в первых экспериментальных школах России: директором школы №106 Красноярска (теперь — гимназия №1 «Универс») Исаком Фруминым и директором школы №734 Москвы Александром Тубельским. По оценкам современных экспертов, на качество образования влияет, прежде всего, отношение учащихся к своей школе и сверстникам, степень демократичности отношений и наличие взаимоуважения в классе, поддержка и поощрение учителей и сверстников и ряд других факторов. В условиях эклектичного, авторитарного уклада усиливается влияние социального неравенства, негативных факторов социальной среды.
Основным содержанием дискуссии стало понимание сложности этого вопроса, опасности формализма и упрощенности в трактовке составляющих школьных укладов в контексте современных вызовов воспитания гражданственности, усиления роли образования в противодействии экстремизму, насилию, маргинализации. Необходимо создавать региональные, муниципальные, школьные площадки для открытого обсуждения результатов научных исследований, опыта разработки и описания укладов школьной жизни в программах духовного развития, воспитания и социализации. К участию в обсуждении, согласовании интересов приглашать представителей общественности, родителей, учащихся, педагогов.
Результатом обсуждения пленарных докладов конференции является постановка вопроса о содержании и формах развития укладов школьной жизни на каждом этапе обучения.
В конференции приняли участие более 150 человек, среди них — педагоги, создающие лучшие практики воспитания, политические деятели, специалисты министерства образования и науки и т.д. Впервые в конференции приняли участие ученики школ. Были представлены все районы Красноярска, девять городов и 14 районов края. Среди гостей конференции — педагоги из Томской области, Перми и Москвы.
на правах рекламы