В «Гринписе» рассказали, как будет складываться ситуация с пожарами в крае летом
Руководитель противопожарного отдела «Гринпис» Григорий Куксин в интервью изданию «КоммерсантЪ» рассказал, как будет складываться обстановка с лесными пожарами летом 2021 года в Сибири, в частности в Красноярском крае.
По словам Куксина, с 1 января по 20 мая 2021 года в России площадь, пройденная лесными пожарами по всем категориям земель, по данным ИСДМ-Рослесхоз, составила 5,43 млн га. Большие показатели за этот период фиксировались только в 2008-м (9,48 млн га), в 2003-м (7,80 млн га), 2018-м (7,67 млн га) и 2019-м (5,61 млн га) годах.
«За последние 20 лет тенденция меняется не в лучшую сторону как в Сибири, так и по всей стране. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах наблюдается рост площади пожаров в среднем примерно на 442 тыс. га в год», — рассказал «Ъ» руководитель противопожарного отдела «Гринпис».
В Красноярском крае и Якутии к зонам контроля относится более половины лесов. Лесные пожары здесь контролируют, но не тушат из-за отдаленности. Сокращать такие зоны стоит, считает Куксин, — в них ошибочно попадают в том числе некоторые вполне освоенные леса (те, где ведется лесозаготовка).
«Очень часто наблюдаем такую ситуацию в Красноярском крае, Иркутской области, где лес рубить можно, а вот пожарных как будто туда же доставить нельзя, так как «отдаленные территории». Есть абсолютно абсурдные ситуации, когда в зону контроля попадают территории населенных пунктов, частично — дороги. Глупо не тушить пожар, который идет к населенному пункту, а потом эвакуировать людей. Такие вещи есть во многих регионах. Предположительно, эти зоны можно сократить в два раза».
Григорий Куксин отметил, что тушить лесные пожары в зоне контроля нужно обязательно. Сгорают освоенные леса, где ведется лесозаготовка. «Когда такой лес сгорает, люди вынуждены уходить дальше, углубляться в тайгу, в малонарушенные леса. Когда у нас выгорает освоенная тайга в том же Красноярском крае, Приангарье, это намного больше тех площадей, что вырубаются законно или незаконно», — сказал Григорий Куксин.
Также руководитель пояснил, что основную роль в тушении играют лесные службы — лесники, лесные пожарные — не МЧС. В каждом субъекте есть органы управления лесами, при которых создается специализированная пожарная организация, которая может представлять наземные силы и авиационную базу. Ее сотрудники ведут наблюдение за ситуацией в лесах по видеокамерам либо делают облеты на патрульных самолетах. «В идеале на этих самолетах должны находиться парашютисты, которых в случае обнаружения пожара можно будет высадить в районе возгорания, чтобы потушить пожар на ранних стадиях. Так должно быть, но работает так не везде. Кроме этого, есть федеральная «Авиалесохрана», резервы которой распределены по регионам. В Сибири они есть в Абакане, Красноярске, например. Если регионы не справляются, то федеральных лесных пожарных перебрасывают на оказание помощи, но только по запросу региональных властей», — считают в «Гринписе».
По словам Григория Куксина в интервью «Ъ», «Сейчас мы подходим к летнему периоду, когда начнутся именно лесные пожары, и это будут Иркутск, Красноярск и Якутия. Этим регионам сильнее всего не хватает людей, техники, у них самые обширные зоны контроля и традиционно самые большие площади пожаров. В условиях изменяющегося климата пожары становятся все опаснее. Поэтому либо мы справимся с пожарами, либо они справятся с нами».
Мы завели уютный канал в Telegram, куда выкладываем ссылки на самые интересные новости. Хотите узнавать о них первыми — подпишитесь в один клик.